Объектно-онтологические схемы
Объектно-онтологические схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. «Онтология (от греч, on,род. падеж ontos- сущее, и логия) – раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности». Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) или идеальные (абстрактные), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.
По своей сути все объектно-онтологические схемы являются структурными, но из них нужно выделить в отдельную группу структурные блок-схемы. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на уроках введения в тему, обобщения или систематизации знаний. В структурной блок-схеме элементы могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов.
Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево», где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры, где некоторые из элементов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним.
Объектно-онтологические схемы либо создаются заранее и демонстрируются при объяснении учителем нового материала, либо строятся педагогом в процессе объяснения.
В учебном процессе такие схемы имеют большое значение, так как:
- способствуют «овладению сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета»;
- помогают выразить информацию в сжатой форме;
- позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать;
- повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации;
- способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти.