Образование, наука и техника в серебрянном веке в России

Образование, наука и техника

В развитии образования, науки и техники выделяются следующие мо­менты.

  1. На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования:
  • начальное образование давали земские и государственные (церковно-приходские) школы, народные училища (обучение длилось 2-4 года и состояло из передачи элементарных зна­ний – письмо, чтение, счет, Закон Божий);
  • среднее образование включало в себя четыре элемента: класси­ческие гимназии (давали общее среднее образование, только они готовили для поступления в университеты), два вида учи­лищ – реальные и коммерческие (частные), наконец, средние учебные заведения для женщин;
  • высшее образование давали университеты, институты, акаде­мии, консерватории и прочие вузы.
  1. Основные особенности и тенденции в развитии образования:
  • государственные ассигнования на образование были значитель­но ниже, чем в современных западноевропейских государствах, поэтому продолжают возникать частные учебные заведения;
  • рост числа студентов и их активное участие в общественном дви­жении приводило к реакционным государственным мерам;
  • увеличение количества учебных заведений для женщин и для взрослых людей.
  1. На рубеже веков продолжался подъем российской научно-технической мысли:
  • «революция в естествознании»: физиолог И. П. Павлов (за тео­рию высшей нервной деятельности и пищеварения он первым из русских ученых получил в 1904 г. Нобелевскую премию), биолог И. И. Мечников (теория иммунитета, изучение инфекционных заболеваний), ботаники К. А. Тимирязев (основоположник рус­ской научной физиологии) и И. В. Мичурин (экспериментальное направление в ботанике), физики и инженеры Н. Е. Жуковский (первая аэродинамическая труба), К. Э. Циолковский («отец» русской и мировой космонавтики, предложивший использовать для полетов в космос многоступенчатые ракеты на жидком топ­ливе), И. И. Сикорский (самолетостроитель), П. Н. Лебедев (со­здатель первой в России физической школы), а также создатель биохимии, радиологии, экологии и учения о ноосфере (сфере человеческого разума) В. И. Вернадский;
  • деятели общественных наук в условиях социально-политиче­ского кризиса России принялись за активный поиск нового общественного идеала. Ярче всего это проявилось в философии, основными направлениями которой были: марксизм (Г. В. Пле­ханов, В. И. Ленин), а также так называемый «легальный марк­сизм» – изучение российской экономики с позиций марксист­ской теории (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков), русская религиозная философия (большинство бывших «легальных марксистов», а также ос­новная фигура религиозной философии – В. С. Соловьев), наконец, русский космизм (Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циол­ковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский). Со­здаются новые труды по истории («История русской культуры» лидера кадетов П. Н. Милюкова, полные курсы русской исто­рии В. О. Ключевского, А. А. Корнилова и последний полный авторский курс С. Ф. Платонова, изданный в 1917 г.) и линг­вистике (А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов и др.).