Образование, наука, изобретения в золотом веке в России

Образование, наука, изобретения в золотом веке в России

Образование и наука характеризуются следующими моментами.

  1. Система образования. Политика государства в отношении просве­щения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опас­ность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сме­нялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей об­разования. Мощнейшими прогрессивными толчками в развитии образо­вания в XIX в. стали реформы Александра I (создание Министерства народного просвещения, школьная реформа 1802-1804 гг., создание уни­верситетов и Царскосельского лицея в 1811 г.) и Александра II (Положе­ние о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий 1864 г., а также Университетский устав 1863 г.). Контрреформы были осуществлены при Николае I (рескрипт 1827 г. о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян, в 1828 г. был принят новый Устав учебных заведений) и при Александре III, когда был принят ряд мер по ограничению в сфере образования (знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.), но продолжался рост числа церковно­приходских школ. Во второй половине XIX в. в России окончательно сложилась система образования:
  • низшая ступень, дававшая фактически начальное образование: церковно-приходские, земские и городские школы, народные училища. Учредителями этих учебных заведений были государство (делало упор на церковно-приходские школы, дававшие «идеологически правильное» образование), земские и городские органы самоуправ­ления, а также частные лица;
  • средняя ступень – три вида гимназий: классические (имели гумани­тарный уклон и позволяли поступать в университеты без экзаменов), реальные (в 1871 г. их переименуют в реальные училища, они имели естественно-математический уклон и давали право поступления в спе­циализированные вузы, но не в университеты) и женские (давали право поступления только на высшие женские курсы). Также к сред­ней ступени образования относились духовные семинарии, в которые могли поступать православные люди из любых сословий;
  • высшее образование: университеты (давали общее высшее класси­ческое образование), учреждения высшего технического образова­ния (академии, училища и пр.), высшие женские курсы и консерва­тории. Всего в России к концу XIX в. было 63 вуза, в них училось около 30 тыс. студентов. Наиболее консервативными были универ­ситетские уставы Николая I (1835) и Александра III (1884), огра­ничивавшие автономию университетов, на многих ученых осуще­ствлялись гонения по идеологическим причинам (например, на ботаника К. А. Тимирязева, историка В. И. Семевского, физиолога И. М. Сеченова).

Среди позитивных тенденций в развитии образования следует отме­тить:

  • постоянное увеличение числа учебных заведений на всех уровнях;
  • рост уровня грамотности в XIX в. (с 6 % всего населения в 1860-е гг. до 21 % в 1897 г.);
  • развитие женского образования (в начале XIX в. созданы женские гимназии для дворянок, в первой половине века – женские школы для дочерей солдат и матросов, во второй половине века появляется выс­шее образование для девушек: права поступать в университеты они не имели, поэтому для них создавались высшие женские курсы по типу созданных К: Н. Бестужевым-Рюминым в Петербурге в 1870-е гг.).
  1. Научно-технические достижения. В русской науке XIX в. возни­кает ряд научных обществ (географическое, любителей российской словесности, естествоиспытателей, археологические и пр.), проводятся международные научные съезды, создается множество библиотек, му­зеев (в 1873 г. были открыты исторический и политехнический музеи в Москве), обсерваторий. Выдающиеся ученые и открытия:
  • в естественно-математических науках: математики Н. И. Лобачев­ский (создал неевклидову геометрию), П. Л. Чебышев (арифмометр) и С. В. Ковалевская (первая в России женщина-профессор); хирург Н.    И. Пирогов; физики В. В. Петров (разработал гальваническую ба­тарею), Б. С. Якоби (создал первый электромотор), Э. X. Ленц, А.  Г. Столетов и А. С. Попов (изобрел радио в 1895 г.); химики Н. Н. Зинин, Д. И. Менделеев (периодический закон химических эле­ментов, труды по метрологии) и А. М. Бутлеров; техники – крепост­ные механики отец и сын Черепановы в 1830-е гг. изобрели первый паровоз и паровую железную дорогу, П. Н. Яблочков в 1876 г. создал первую дуговую электрическую лампу, А. Н. Лодыгин создал элект­рическую лампу накаливания; геолог В. В. Докучаев (начало науки о свойствах различных почв); физиологи И. И. Сеченов и И. П. Пав­лов (учение о рефлексах); биолог И. И. Мечников (создатель теории иммунитета);
  • в социогуманитарных науках: историки России Н. М. Карамзин («Ис­тория государства Российского», опубликованная в 1816-1829 гг.),

С. М. Соловьев (29-томная «История России с древнейших времен») и его ученик В. О. Ключевский (5-томный «Курс русской истории»), множество специалистов по зарубежной истории;

  • географические открытия: первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 гг. И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (на шлюпах «Надежда» и «Нева»); вторая кругосветная экспедиция 1819-1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» они открыли Антарктиду); исследование Г. И. Невельским Дальнего Востока и Сахалина в середине XIX в.; исследования Цен­тральной Азии и Уссурийского края Н. М. Пржевальским во второй половине века (открыл ряд горных хребтов и озер, впервые описал дикую лошадь и дикого верблюда) и П. П. Семеновым-Тянь-Шан- ским, изучение Н. Н. Миклухо-Маклаем островов и народов Тихого океана, в том числе Новой Гвинеи.