Определение Сюжет

Сюжет (от франц. sujet — предмет, содержание) — разви­тие действия, ход событий в повествовательных и драмати­ческих произведениях (в лирике сюжет встречается редко). Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Кор­нелем и Н. Буало. Драматурги французского классицизма и Просвещения подразумевали под сюжетом заимствованные из прошлого истории, которые они могли в переработанном виде воплощать на сцене. В понимании термина «сюжет» они следовали традиции Аристотеля. Одновременно был в упот­реблении и термин «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать), возникший раньше и тоже получивший широкое распространение. Под этим тер­мином подразумевали мифы, басни, рассказы. В немецкой классической эстетике (Гегель) события, происходящие в про­изведении, назывались «действованием» .

В XIX в. понимание значения термина «сюжет» измени­лось. Представители миграционной школы и мифологической школы литературоведения находили в произведениях фолькло­ра, древней, средневековой литературы определенное сход­ство в отношениях и действиях персонажей (сходство пове­ствовательных мотивов). А. Веселовский в своей «Истори­ческой поэтике» дифференцировал «мотивы» как «простей­шие повествовательные единицы» и «сюжеты» как «сочетания мотивов». Исследователь дал следующее определение: «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положе- ния-мотивы».

С появлением «формальной школы» в 1920-х гг. стали доми­нирующими композиционные моменты. Опоязовцы (В. Шклов­ский) предложили различать «материал» и «систему приемов» в произведении. Соответственно, они различали «фабулу» как заимствованный из жизни материал и «сюжет» как прием его обработки. Фабулой они называли ход событий в произведе­нии, а под сюжетом подразумевали ход повествования об этих событиях. Фабула — то, «что было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом читатель», — писал Б. Томашевский в «Теории литературы». Классический образец несовпадения сюжета и фабулы — роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (повести в романе расположены в соответствии с ав­торской задачей — постепенно раскрыть образ главного героя; в действительности же события происходили в ином порядке: поездка Печорина в Тамань, жизнь героя в Пятигорске (на во­дах), дуэль с Грушницким, ссылка на Кавказ, история с Бэ­лой, пребывание Печорина в казачьей станице, встреча с Мак­симом Максимовичем по дороге в Персию, смерть Печорина).

В коллективном труде советских литературоведов («Тео­рия литературы. Основные проблемы в историческом осве­щении») сюжет рассматривается как «действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений». Простейший элемент сюжета — «отдельное движение или жест человека или вещи, в том числе душевное движение, произносимое или мыслимое слово» . Фабула же — об­щий ход, схема действия, «система основных событий, которая может быть пересказана» . Простейшая едини­ца фабулы — мотив или событие. В основе же сюжета ле­жит конфликт, «сюжет есть движущаяся коллизия» .

М. Горький и русская демократическая критика стали под­разумевать под «сюжетом» развитие действия в произведении, под «фабулой» — само повествование о предмете.

В современном литературоведении и школьной практике термины «сюжет» и «фабула» часто употребляются как сино­нимы или же «сюжетом» называется ход событий в произве­дении, «фабулой» — основной художественный конфликт, который в них воплощается .

Сюжет любого произведения тесно связан с его композици­ей, т.е. построением, расположением частей произведения. В современном литературоведении существуют различные взгляды на сюжет и композицию. Различие между сюжетом и композицией зачастую рассматривается как различие количе­ственное, как отношение части (сюжет) к целому (компози­ция). Другая точка зрения состоит в четком разграничении этих понятий посредством выделения их основных элементов. Так, в сюжете выделяют несколько основных составляющих: зачин, пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульмина­ция, финал (развязка, концовка, эпилог).