Организационно-деятельностные схемы
Третий тип схем – организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и отношениями, но отражают не знания, а коллективные или индивидуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела.
Схема коллективного маршрута состоит «…из людей, действий и потоков, которые необходимы для того, чтобы достичь общей цели и предотвратить отклонение от достижения этой цели и остановки на пути к ее достижению».
Схема индивидуального маршрута отражает позицию человека, пути его следования, способы деятельности, а в некоторых случаях и порядок выполнения действий для решения поставленных задач на определенном этапе, в течение заданного промежутка времени.
Оргдеятельностная схемаразработана с учетом технологических аспектов индивидуальноориентированной системы обучения, в основе которой лежит принцип выбора темпа прохождения программы и уровня сложности выполняемых заданий. На схеме светло-серым цветом обозначены этапы, которые должен пройти каждый ученик, темно-серым – один из возможных маршрутов освоения темы.
На рисунке 10 представлен алгоритм определения типа односоставного предложения. В зависимости от типа предложения (односоставное, где главный член предложения – сказуемое, или односоставное, где главный член предложения – подлежащее) будет выбрана последовательность дальнейших действий.
Значение организационно-деятельностных схем в учебном процессе бесспорно, так как они способствуют:
- формированию умений ставить цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- определению наиболее эффективных способов достижения результата;
- регуляции деятельности с учетом индивидуального темпа каждого ученика;
- включенности в деятельность;
- проведению рефлексии*.
К организационно-деятельностным схемам также относят различные системы (Периодическая система химических элементов Менделеева), планы-карты (план эвакуации).