Организация первого этапа обучения схематизации
Первый этап направлен на формирование представлений о том, чем схемы отличаются от других изображений. На данном этапе школьникам нужно объяснить, какой внешний вид имеют схемы, из каких элементов состоят.
Отличительные особенности схем учащиеся находят при сравнении изображений, в которых присутствуют графические элементы. Для этого готовится дидактический материал с изображениями чертежей, схематичных рисунков, схем и др. Схемы рекомендуется подбирать с учетом учебной дисциплины и возраста. Одна из схем может соответствовать теме учебного занятия и использоваться в дельнейшем для последующего изучения нового материала. Работа организована в парах.
Вначале дается задание на сравнение имеющихся изображений. Для определения существенного признака предлагается найти сходства, для определения характерного признака – найти различия. Затем учащиеся составляют классификацию объектов по характерным признакам.
После выполнения детьми задания учитель проводит опрос, выявляя, по каким основаниям происходило деление данных объектов на группы, и уточняет существенные и характерные особенности схем, чертежей, схематичных рисунков, предлагает исправить ошибки.
Организацию первого этапа обучения схематизации рассмотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Математика», 5 класс. Тема – «Решение задач на движение».
Для проведения занятия учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал – карточки, на которых изображены:
- чертежи геометрических фигур (прямоугольник, угол, куб).
- три схемы условия задач на движение.
- схематичные рисунки (фотоаппарат, деревья, ноутбук).
- названия групп объектов («Схема», «Чертеж», «Рисунок»).
Учащиеся работают в парах: одна пара – у школьной доски с демонстрационным материалом, остальные учащиеся – за столами с раздаточным материалом.
Предлагается выполнить следующие задания:
- Рассмотрите предложенные учителем карточки с изображениями.
- Найдите среди них схемы, чертежи, схематичные рисунки.
- Распределите карточки с изображениями на три группы.
- Положите надписи «схема», «чертеж», «рисунок» к тем группам карточек, к которым они, по вашему мнению, относятся.
После выполнения задания учитель предлагает учащимся, работающим с демонстрационным материалом, объяснить:
– что общего, а что различного они определили в изображениях;
– на каком основании происходило деление карточек на группы;
– почему именно эти изображения являются чертежами, рисунками, схемами.
На втором этапе учитель обобщает: «На чертежах изображены объекты не только в натуральную величину, но и увеличенные или уменьшенные с учетом масштаба. Чертежи состоят из различных фигур. Часто на объектах проставлены размеры (длина, ширина и др.). Чертежи выполняются при помощи линейки.
Схематичные рисунки отображают реальные объекты. Такие рисунки выполнены в некоторой степени художественно. В схематичных рисунках отражены существенные и несущественные детали объектов.
Схемы замещают реальные объекты. Схемы состоят из изображений плоских и объемных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, пирамида, и др.). Дополнительно в схемах могут использоваться символы, знаки, числа, буквы, слова. Схема может быть выполнена без линейки и без учета масштаба».
После обобщения учитель предлагает ученикам исправить ошибки и ответить на вопросы:
- Чем схема отличается от рисунка?
- Чем чертеж отличается от схемы?
На следующем этапе детям предлагается решить задачу на движение.
«Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?»
Учитель дает задание:
- Прочитайте условие задачи.
- Найдите схему, соответствующую условию задачи, среди представленных ранее.
- Перерисуйте схему в тетрадь.
- Решите задачу.
На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:
- Что помогло представить дорожную ситуацию?
- Какие условные знаки использовались в схеме?