Какие известны драматические произведения Маяковского? Какова их творческая и сценическая судьба?
«Владимир Маяковский» (1913), «Мистерия-буфф» (1918), сатирические комедии «Клоп» (1929), «Баня» (1930).
О трудностях постановки «Мистерии-буфф» Маяковский писал в статье «Только не воспоминания» (1927). «Театра не находилось. Предоставили нам цирк, разбитый и разломанный митингами. Затем и цирк завтех М.Ф. Андреева предписала отобрать. Я никогда не видел Анатолия Васильевича (Луначарского) кричащим, но тут рассвирипел и он. Через минуту я уже волочил бумажку с печатью насчет палок и насчет колес.
Дали „Музыкальную драму”. Актеров, конечно, взяли сборных. Аппарат театра мешал во всем, в чем и можно, и нельзя. Закрывал входы и запирал гвозди… Только в самый день спектакля принесли афиши – и то нераскрашенный контур – и тут же заявили, что клеить никому не велено. Я раскрасил афишу от руки. Наша прислуга Тоня шла с афишами и с обойными гвоздочками по Невскому и – где влезал гвоздь – приколачивала тотчас же срываемую ветром афишу.
И, наконец, в самый вечер один за другим стали пропадать актеры. Пришлось мне самому на скорую руку играть и Человека просто и Мафусаила и кого-то из чертей».
В 1929 г. Маяковский написал сатирическую комедию «Клоп», в которой клеймил приспособленчество, пошлость, мещанство, обывательщину. Спектакль «Клоп» готовился в театре Мейерхольда. Перед премьерой Маяковский написал стихи для рекламной листовки:
Люди хохочут и морщат лоб в театре Мейерхольда на комедии «Клоп»,
«Гражданин!
Спеши
на демонстрацию „Клопа”.
У кассы – хвост, в театре – толпа.
Но только не злись
на шутки насекомого.
Это не про тебя,
а про твоего знакомого.
Премьера спектакля состоялась 13 февраля 1929 года. После этого пьеса Маяковского ставилась во многих театрах страны. Режиссером спектакля был В.Э. Мейерхольд, оформляли постановку художники-карикатуристы Кукрыниксы и А.М. Родченко, музыку написал Д.Д. Шостакович. Роль Присыпкина исполнял И.В. Ильинский.
Маяковский написал комедию «Баня» (1930). В заметке «Что такое „Баня”? Кого она моет?» он писал:
«„Баня” – драма в шести действиях с цирком и фейерверком.
„Баня” – моет (просто стирает) бюрократов.
„Баня” – вещь публицистическая, поэтому в ней не так называемые „живые люди”, а оживленные тенденции.
Сделать агитацию, пропаганду, тенденцию – живой, – в этом трудность и смысл сегодняшнего театра… Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной – в этом суть моей театральной работы…» Спектакль «Баня» ставился в Московском театре Мейерхольда в 1930 г. «…Мейерхольд ставил „Баню” … перед премьерой Маяковского, – вспоминает артист А.А. Темерин, – волновался страшно!
Во время всех спектаклей Маяковский бывал в театре: он хотел наблюдать за публикой. Как только кончался акт, он взбегал по лестнице на бельэтаж, чтобы оттуда видеть зал; перед антрактом летел наверх, а в антракте опять спускался в зал и в фойе…»
О премьере спектакля «Баня» Маяковский писал: «Мне, за исключением деталей, понравилось, по-моему первая поставленная моя вещь. Прекрасен Штраух в роли Оптимистенко. Зрители до смешного поделились – одни говорят: никогда так не скучали, другие: никогда так не веселились. Что будут говорить и писать дальше – неведомо».
Московский Театр сатиры поставил пьесы «Баня» (1953), «Клоп» (1955), «Мистерия-буфф» (1957).
О творческой заинтересованности всего театрального коллектива в сценическом воплощении пьес поэта писали режиссеры спектакля В.Н. Плучек, С.И. Юткевич: «Каждый из нас прошел большую часть своего жизненного пути с горячей личной приверженностью к Маяковскому, у каждого за плечами остались творческие пробы, связанные с именем поэта. Нас равно огорчало сознание, что вдохновенные драмы Маяковского не стали до сих пор достоянием зрителя, равно мечталось нам вернуть Маяковского театру. С этой надеждой мы приступили к „Бане” и, пройдя через эту превосходнейшую в творческом отношении школу, вышли из нее не только обогащенными – духовно и художественно, – но с еще большей влюбленностью в Маяковского, в его неукротимый дух, в его мысль и его страсть, в его несравненный поэтический дар».
В.Э. Мейерхольд, поставивший в 20-хгг. все пьесы Маяковского, так высказался о драматургии В.В. Маяковского: «Меня иногда упрекали в некотором пристрастии к Маяковскому как к драматургу… Со времени драматургического дебюта Маяковского прошло порядочное количество времени. Если я в отношении Маяковского действительно перехватил, то после смерти Маяковского должны бы были появиться другие драматурги, которые сейчас выплыли бы, раз раньше их заслонял Маяковский. Но равных ему по силе пока не видать…
В течение целого ряда лет у меня, да и не у меня одного, а также и у Луначарского, и у других товарищей, занимавших ведущие посты в советском театре, – у нас у всех было желание увидеть на сцене так называемую утопическую пьесу, пьесу, которая ставила бы не только проблему сегодняшнего дня, но и заглядывала бы на десятилетия вперед. Нам никогда не приходилось просить Владимира Маяковского, чтобы он написал нам такую пьесу, он сам приносил нам их. Заметьте, что во всех его пьесах, начиная от „Мистерии-буфф”, есть живая потребность заглянуть в то великолепное будущее, о котором не может не грезить всякий человек, который строит подлинную новую жизнь… И я убежден, что если бы Маяковский остался в живых, то он был бы первым драматургом современности».
Известны ли какие-либо драматические произведения о Владимире Маяковском? Кто их автор? Были ли они поставлены, кто исполнял роль поэта?
Пьеса В. Катаняна «Они знали Маяковского» была поставлена в Государственном академическом театре драмы имени
А.С. Пушкина (1953). Н.К. Черкасов (1903-1966) блестяще исполнял роль поэта и произвел неизгладимое впечатление на зрителей мастерским чтением стихов. Об участии в спектакле он вспоминает: «Спектакль, по мнению режиссера, должен был звучать не как повествовательно-исторический, а как остро современный. Он должен был перекликаться с нашей сегодняшней борьбой за большое идейное искусство, за гуманизм, за мир во всем мире, ибо герой спектакля и сегодня – наш вернейший помощник в этой великой борьбе.
Маяковский появлялся в первой картине в «Кафе поэтов», чтобы огласить свою политическую декларацию – знаменитый «Левый марш».
Далее он показан создателем «Окон РОСТА», преданным и убежденным советским тружеником, бойцом революции.
В сцене книжной лавки писателей образ героя поворачивался к нам новой стороной. Мы видели в нем рачительного хозяина, заботящегося о верном направлении и развитии советской литературы. Затем Маяковский появляется в редакции «Комсомольской правды».
Своей кульминации пьеса достигла в седьмой картине, где перед зрителями Маяковский-трибун выступал на эстраде…
И, наконец, в последней, завершающей картине наглядное олицетворение получила тема неразрывной связи со своим народом, со своей эпохой.
…В заключение я хочу вам прочесть одно из последних стихотворений, посвященных Кузнецкстрою и людям Кузнецка.
…Я останавливаюсь у авансцены, принимаю скульптурно-пластическую позу с закинутыми за спину руками и медленно, протягивая ударные гласные в каждой строке, читаю:
По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат.
Под старою телегою рабочие лежат.
И слышит шепот гордый Вода и под и над:
«Через четыре года Здесь будет город-сад!
Переходя к финалу, одновременно делая в ритм стиха два шага вперед и поднимая руки, желая обнять всех присутствующих советских людей в зале, заканчиваю:
Я знаю – город будет,
Я знаю – саду цвестъ, когда такие люди в стране Советской есть!»