План Сочинения: Стихотворение Маяковского «Послушайте!»

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — анализ; литературно-критическая статья.
  • Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему.

Задания

  1. Выявите тему и проблему вашей работы.

Например, формулировка темы сочинения: Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (восприятие, истолкование, оценка).

Значит, тема сочинения — назначение поэзии, проблема жизнетворчества, тема одухотворенной, «живой» природы.

Проблема сочинения: Как В.В. Маяковский истолковал художественными средствами эту тему?

  1. Установите особенность содержания творческой работы: творческая работа логического плана или творческая работа на литературную тему.
  2. Определите жанр сочинения: анализ (возможно эссе с использованием теоретико-литературного материала).
  3. Определите композицию вашего сочинения.

Рекомендации:

  • если форма (жанр) вашей работы — литературно-критическая статья, то ее композиция должна соответствовать 37-исследованию, где главным инструментом вашего исследования должны стать выбранные и обоснованные вами способы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, характеристика, для убедительного доказательства своей точки зрения;
  • если форма (жанр) вашей работы – литературно-творческое сочинение (эссе), то композиция сочинения должна соответствовать 37-восприятию, где ведущий мотив творческой работы — эмоциональность восприятия прочитанного.
  1. Раскройте авторское понимание роли поэта, творчества через выявление:
  • ведущей темы;
  • места произведения в творчестве художника;
  • сюжета;
  • ведущей проблемы;
  • особенностей композиции;
  • жанра произведения;
  • основных образов;
  • лексики;
  • особенностей построения строфы.
  1. Покажите динамику развития эстетического чувства лирического героя стихотворения через выявление:
  • пафоса обращения;
  • преобладающего настроения лирического героя;
  • изобразительных средств (метафор, метонимий, эпитетов, сравнений, аллегорий, символов и др.);
  • поэтического синтаксиса (обращений, восклицаний, риторических вопросов, инверсий и др.);
  • звукописи (аллитерации, ассонанса);
  • размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
  • ритма, рифмы, способов рифмовки.
  1. Выразите свое отношение к прочитанному.

Возможные формулировки тем сочинений

  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» (восприятие, истолкование, оценка) = (тема народа, крестьянской России).
  2. Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (восприятие, истолкование, оценка) = (тема назначения поэзии, жизнетворчества).
  3. Стихотворение А.А. Блока «Русь» (восприятие, истолкование, оценка) = (тема России).
  4. Разговор о будущем во II действии пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» = (тема России).
  5. Стихотворение А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…» (восприятие, истолкование, оценка) = (тема жизнетворчества).