Понимание причинно-следственных связей
Понимание последовательности событий и явлений, которые изучают школьники, осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений учащиеся чаще всего понимают, то в установлении причинно-следственных связей они испытывают трудности. Например, младшие школьники путают причину какого-либо факта с совпадением по времени, у многих учеников младших классов отсутствует понимание обязательности причинно-следствепной связи. Учащимся легче установить связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вызвавшей причине такая связь дана опосредованно, так как случившийся факт может быть следствием различных причин, которые необходимо анализировать, чтобы определить верную. Таким образом, школьнику гораздо легче ответить на вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос «Почему это растение засохло?».
Для понимания причинно-следственных связей необходимо добиваться, чтобы учащиеся не просто заучивали причинно- следственные отношения и зависимости, а осознавали их внутреннюю связь.
Работу по формированию умения устанавливать причинно- следственные связи нужно начинать в начальной школе, используя схематизацию.
На первом этапе необходимо сформировать у учащихся представления об обязательности причинно-следственной связи. В результате у них появится понимание того, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении педагог может использовать схему «дерево», при этом на первоначальном этапе схема может быть такая, а затем может быть трансформирована непосредственно в схему причинно-следственной связи.
На втором этапе необходимо сформировать у учащихся понимание однозначности причинно-следственной связи, то есть понимание того, что у каждого свершившегося факта своя исключительная причина.
Пример организации понимания учащимися однозначности причинно-следственной связи на уроке: Учитель задает вопросы: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? Может ли вырасти картошка? Может ли вырасти фасоль?». «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю зернышко пшеницы? Может ли вырасти рис? Может ли вырасти кукуруза?».
До понимания детей доводится следующее: для того чтобы вырос горох, необходимо посадить именно горошинку, для того, чтобы вырос пшеничный колосок, необходимо посадить именно зернышко пшеницы. Так и в причинно-следственной связи: необходима конкретная причина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт.
На третьем этапе работа, направленная на формирование у учащихся умения понимать причинно-следственные связи, заключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить латентный (скрытый) характер. Необходимость этого этапа работы объясняется тем, что встречаются случаи, когда для учащегося действительные причины события оказываются скрытыми, то есть «заслоненными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в представлениях учащихся как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что дети вместо главных, существенных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет учащимся понять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокупностью причин», но основная причина всегда одна.