Понимание причинно-следственных связей

Понимание причинно-следственных связей

Понимание последовательности событий и явлений, которые изучают школьники, осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскры­тие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений учащиеся чаще всего понимают, то в установлении причинно-следственных связей они испытывают трудности. На­пример, младшие школьники путают причину какого-либо факта с совпадением по времени, у многих учеников младших классов отсутствует понимание обязательности причинно-следствепной связи. Учащимся легче установить связь от причины к следст­вию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вы­звавшей причине такая связь дана опосредованно, так как слу­чившийся факт может быть следствием различных причин, ко­торые необходимо анализировать, чтобы определить верную. Таким образом, школьнику гораздо легче ответить на вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос «Почему это растение засохло?».

Для понимания причинно-следственных связей необходимо добиваться, чтобы учащиеся не просто заучивали причинно- следственные отношения и зависимости, а осознавали их внут­реннюю связь.

Работу по формированию умения устанавливать причинно- следственные связи нужно начинать в начальной школе, исполь­зуя схематизацию.

На первом этапе необходимо сформировать у учащихся представления об обязательности причинно-следственной связи. В результате у них появится понимание того, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении педагог мо­жет использовать схему «дерево», при этом на первоначальном этапе схема может быть такая, а затем мо­жет быть трансформирована непосредственно в схему причин­но-следственной связи.

На втором этапе необходимо сформировать у учащихся пони­мание однозначности причинно-следственной связи, то есть по­нимание того, что у каждого свершившегося факта своя исклю­чительная причина.

Пример организации понимания учащимися однозначно­сти причинно-следственной связи на уроке: Учитель задает во­просы: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? Может ли вырасти картошка? Может ли вы­расти фасоль?». «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю зернышко пшеницы? Может ли вырасти рис? Может ли вырасти кукуруза?».

До понимания детей дово­дится следующее: для того что­бы вырос горох, необходимо по­садить именно горошинку, для того, чтобы вырос пшеничный колосок, необходимо посадить именно зернышко пшеницы. Так и в причинно-следственной свя­зи: необходима конкретная при­чина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт.

На третьем этапе работа, направленная на формирование у учащихся умения понимать причинно-следственные связи, за­ключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить латентный (скрытый) харак­тер. Необходимость этого этапа работы объясняется тем, что встречаются случаи, когда для учащегося действительные при­чины события оказываются скрытыми, то есть «заслоненными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в пред­ставлениях учащихся как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что дети вместо главных, сущест­венных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет учащимся по­нять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокуп­ностью причин», но основная причина всегда одна.