Понимание условия и решения задачи
На учебных занятиях по математике использование схематизации при решении задач помогает понимать и условие, и решение задачи. Поэтому построение схемы условия задачи должно стать обязательным этапом решения задачи.
Обозначим общее количество каких-либо предметов целой фигурой. Тогда половина этих предметов будет соответствовать половине площади этой фигуры.
Например, если условно представить общее количество тетрадей на рабочем столе учителя (56 тетрадей) в виде круга, тогда тетради в клеточку (28 тетрадей) составят половину общего количества. Чтобы это условие отметить на схеме, закрасим или заштрихуем половину круга. Получим наглядное изображение условия задачи, и при этом не надо вырисовывать все 56 тетрадей. Причем, если бы мы даже и нарисовали все 56 тетрадей, то рисунок не был бы так нагляден и полезен для решения задачи, как наша схема, где изображены не тетради, а их количество и соотношение количеств различных тетрадей. Также можно изображать любую величину.
Рассмотрим задачу № 1: «Петя готовил уроки
1 ч 40 мин. На математику он потратил 1/5 этого времени, а 1/4 оставшегося времени – на географию. Сколько минут Петя готовил уроки по математике и сколько по географии?»
Если всё время, которое Петя потратил на подготовку уроков, изобразим прямоугольником, тогда, разделив этот прямоугольник на пять равных частей и закрасив одну такую часть, получим изображение того количества времени, которое Петя затратил на математику.
Оставшееся время изображено четырьмя полосками. Одна четвертая часть этой закрашенной части будет соответствовать времени, которое Петя затратил на географию.
Для того чтобы проверить, как ученики поняли описанный выше прием схематизации, нужно дать им следующее задание: «Решите задачу, условие которой изображено на схеме».
На схеме (рис. 28) общее количество учеников (32) изображено восьмиконечной звездой, которая разделена на 8 одинаковых сегментов. Значит, каждому сегменту соответствует одинаковое количество учеников. (32 : 8 = 4). Количеству учеников, которые учатся на «4» и «5», соответствует часть фигуры, закрашенная светло-серым цветом. Таких сегментов на схеме три. Значит, чтобы узнать количество учеников, которые учатся на «4» и «5», надо произвести вычисления (4×3 = 12).
Сколько учеников учатся без троек?
Следующее упражнение направлено на формирование умения строить схемы по условию задачи. Например, ученикам дается задание построить схему к условию задачи № 2: «Торт в 1 кг 600 г разделили между 8 ребятами. Сколько граммов получил каждый?»
Торт может быть и круглым, и прямоугольным. Получится два вида схем (рис. 29, с. 41). Причем прямоугольный торт можно разделить тремя различными способами.
Ориентировочные критерии сформированности умения схематизировать условие задачи
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Условие отражено частично. Искомая величина не отмечена | Условие отражено полностью, но часть условия отражена не на схеме, а в виде краткой записи. Отмечена искомая величина | Условие на схеме отражено полностью. Отмечена искомая величина |