В начале XX в. в России возникает новая разновидность реалистического метода — социалистический реализм, основоположником которого был М. Горький («Враги», «Мать» и др.) и к которому затем присоединились такие писатели, как Серафимович, Фадеев, Шолохов. Н. Островский, А. Толстой, отчасти некоторые другие писатели довоенного и послевоенного времени. Социалистический реализм, объявленный в 1934 году основным и ведущим методом советской литературы, требовал от писателя «правдивого, исторически конкретного изображений действительности в ее революционном развитии». Впоследствии этот метод был декретирован в качестве единственного метода советской литературы, причем начисто игнорировались те писатели, которые стояли на позициях иных творческих методов (романтизма — Цветаева, Пастернак и др.), критического реализма (Булгаков, Замятин, Платонов и др.). С методом социалистического реализма в русской литературе связаны как значительные достижения, так и серьезные творческие неудачи отдельных писателей.
Лучшие представители литературы всегда выражали в своем творчестве общенародные, общенациональные интересы, отчего их произведения обладают качеством народности. Особенно это касается писателей, умевших живо и образно показать жизнь простого трудового народа: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Щедрина, Горького и др. Не менее важным здесь является и умение писателя выразить и обобщить в своих произведениях дух нации, ее исторические судьбы, поэтому мы называем народными и таких писателей, как Пушкин, Л. Толстой, Лесков, Чехов, Твардовский, Шолохов, Симонов и др.