Просвещение и научные знания в XIV-XVI веках в России

Просвещение и научные знания

Монастыри оставались основными центрами грамотности и книжно­сти, система просветительских учреждений на Руси отсутствовала: обучение велось при монастырях, отдельные «мастера грамоты» учи­ли детей и взрослых в городах, знатную молодежь иногда отправляли на обучение в Константинополь и Европу. Обучение было минималь­ным – грамоте, счету и религиозным знаниям на основе в первую оче­редь церковных книг (в XVI в. появляются первые пособия по грам­матике и арифметике). Уровень грамотности был ниже, чем до мон­гольского нашествия, грамотность была доступна в основном лишь духовенству, боярству и лицам из государственного аппарата.

Накапливавшиеся веками научные знания имели прикладную направ­ленность: математика и геометрия (для измерения земли и вычисления налогов), физика (при строительстве и изготовлении оружия), меди­цина, география (рукописные карты), ремесленные навыки. Помимо библиотек при монастырях, свои библиотеки собирают состоятельные люди (легендарная исчезнувшая библиотека Ивана IV Грозного).