Раскройте смысл названия романа Пушкина «Капитанская дочка».

Создавая сочинение на предложенную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения. Отметьте, что название является важнейшим компонентом произведения, с которого начинается знакомство читателя с текстом. В данном случае оно несёт важную информацию о главной героине, в определённой мере выражает авторскую позицию, психологически готовя нас к восприятию текста.

Рассмотрите обе части названия, поразмышляйте над тем, почему произведение не названо именем героини. Почему в заглавие вынесен сквозной персонаж? Обратите внимание на то, что речь идёт о дочери своего отца — значит, автор говорит скорее не о конкретной личности, а о её характерных особенностях. Капитанская дочка унаследовала от отца лучшие черты его характера.

Охарактеризуйте образ Маши Мироновой, любовь к которой Петра Гринёва во многом определяет его поведение во время восстания под предводительством Пугачёва, а значит, и весь ход действия романа. Подчеркните, что «капитанская дочка» похожа на сказочную красну девицу, которую нужно вырвать из рук злодея — Швабрина. Ей свойственны смирение, самоотверженность, нравственная чистота и в то же время сила характера. Дочь капитана Миронова, ставшая в одночасье сиротой во время захвата пугачёвцами Белогорской крепости, борется за свою любовь, находя возможность сообщить Гринёву о своём бедственном положении.

Расскажите, как готовность девушки спасти любимого приводит её к самой императрице. Она защищает Гринёва от обвинений в пособничестве бунтовщикам. Тихая и робкая Маша становится настоящей дочкой своего отца.

Подводя итог, укажите, что название пушкинского произведения, вводя читателя в художественный мир романа, выделяет героиню, позволяя акцентировать внимание на важнейших нравственных проблемах долга и совести.