РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ

В преподавательской среде широко известен ответ уче­ника на вопрос о реализме: «реализм правдиво изобража­ет реальность». Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского «Недоросля», и державинскую «Фелицу», и карамзинскую «Бедную Лизу», и уж тем более «Путе­шествие из Петербурга в Москву» неистового Радищева отнесем к реализму — потому что правдиво, что и гово­рить, изображена в этих произведениях реальность.

А вот гоголевской «Шинели» в реализме будет отказа­но — поскольку реальность в ней наполовину фантасти­ческая. На самом же деле реализм — когда мы говорим о художественной системе — отличается от иных систем пристальным вниманием к причинно-следственным свя­зям в характерах, поступках и событиях, стремлением к анализу свойств и проявлений действительности, вос­произведением жизни в формах, адекватных самой жизни, изучением обусловленности человека, общества, бытия. Художественная задача писателя-реалиста — не «изобра­зить», а «исследовать» жизнь. Разница — принципиальная.

Поэтому «Недоросль», демонстрирующий нам людские пороки и добродетели, воплощенные в условных персона­жах, — это далеко еще не реализм, хотя уже и не совсем классицизм. «Бедная Лиза», живописующая трагическую пастораль, в которой все герои без вины виноваты, — об­разцовый сентиментализм. А вот «Шинель» — реализм, причем в его наивысшей концентрации, несмотря на всю фантасмагорическую вторую часть с призраком чиновни­ка, отнимающим у ездоков шинели. И «История одного го­рода» Салтыкова-Щедрина — реализм, хоть и живописует о начальнике, у которого в голове вместо мозгов пиликает органчик. Основное отличие — в стремлении художни- ка-реалиста докопаться до сути изображаемого явления, во всей его причинно-следственной красе.

Литературовед Виктор Шкловский восхищался: «Какая умница Пушкин! У него все как положено: звезды — ввер­ху, море — внизу». И правда:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Даже положение слов в строке соответствует положению вещей в мире. Божественная гармония. Пушкин всерьез заботился о том, чтобы в его стихах пространство и вре­мя были адекватны жизненному пространству и времени. «Время в романе исчислено по календарю», — с гордостью писал он в письме, и мы и вправду обнаружим, что поры года в «Онегине» сменяют друг друга неумолимо и обяза­тельно, вне художественной воли поэта, так же, как это происходит в жизни, а поступки героев укладываются в хронотоп так же незаметно и надежно, как укладываемся и мы в свои жизни.