Реформы Алексея Михайловича Романова

Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе «правительства» оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев:

  • в политической сфере – продолжение курса на формирование са­модержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая сто­яла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех госу­дарственных учреждений);

•      1649 г. – под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских зако­нов – Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права. Его главные положения:

•     защита интересов двух социальных слоев – дворянства (в пер­вую очередь) и верхушки посадского населения (горожан);

•     завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрье­ва дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крес­тьянами;

  • наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось поку­пать земли и получать их от богачей в дар («за помин души»);
  • царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие го­сударственного преступления (оскорбление царя и его семьи, посягательство на них, неповиновение властям и тем более при­зыв к восстанию карались смертью);
  • в экономике – протекционистский курс, направленный на под­держку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечест­венных. Две главные меры:
  • 1653 г. – принят Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены то­вара (что способствовало формированию внутреннего всерос­сийского рынка);
  • 1667 г. – по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Ново­торговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них;
  • в сфере отношений с церковью:
  • подчинение церкви светской власти в результате «дела патриарха Никона» 1658-1667 гг. (Никон, сделавший карьеру от сельского дьячка до патриарха, отстаивал идею верховенства духовной вла­сти над светской и все больше вмешивался в светские дела госу­дарственного управления, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича, который в 1666 г. созвал Вселенский собор всех православных патриархов и сместил Никона с поста патриарха всея Руси);
  • государство поддержало начатую патриархом Никоном церков­ную реформу, которая привела к расколу православных веру­ющих (государство начало преследование раскольников);

Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство цер­ковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно уни­фицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон высту­пал за греческие книги, а протопоп Аввакум – за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. про­клял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а го­сударство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожже­ниями – «гарями»). Особенностью раскола было то, что он имел не толь­ко религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольни­ки также выступали против слияния церкви и государства, перехода к са­модержавию. оформления крепостничества, начала европеизации.

  • две меры в отношении горожан:
  • горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали);
  • в городах ликвидировалась часть «белых слобод» (они принад­лежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан);
  • новый этап создания «полков нового строя».