Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе «правительства» оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев:
- в политической сфере – продолжение курса на формирование самодержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая стояла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех государственных учреждений);
• 1649 г. – под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских законов – Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права. Его главные положения:
• защита интересов двух социальных слоев – дворянства (в первую очередь) и верхушки посадского населения (горожан);
• завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрьева дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крестьянами;
- наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось покупать земли и получать их от богачей в дар («за помин души»);
- царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие государственного преступления (оскорбление царя и его семьи, посягательство на них, неповиновение властям и тем более призыв к восстанию карались смертью);
- в экономике – протекционистский курс, направленный на поддержку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечественных. Две главные меры:
- 1653 г. – принят Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены товара (что способствовало формированию внутреннего всероссийского рынка);
- 1667 г. – по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Новоторговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них;
- в сфере отношений с церковью:
- подчинение церкви светской власти в результате «дела патриарха Никона» 1658-1667 гг. (Никон, сделавший карьеру от сельского дьячка до патриарха, отстаивал идею верховенства духовной власти над светской и все больше вмешивался в светские дела государственного управления, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича, который в 1666 г. созвал Вселенский собор всех православных патриархов и сместил Никона с поста патриарха всея Руси);
- государство поддержало начатую патриархом Никоном церковную реформу, которая привела к расколу православных верующих (государство начало преследование раскольников);
Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно унифицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон выступал за греческие книги, а протопоп Аввакум – за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а государство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожжениями – «гарями»). Особенностью раскола было то, что он имел не только религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольники также выступали против слияния церкви и государства, перехода к самодержавию. оформления крепостничества, начала европеизации.
- две меры в отношении горожан:
- горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали);
- в городах ликвидировалась часть «белых слобод» (они принадлежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан);
- новый этап создания «полков нового строя».