Роли доброты и красоты в романе «Война и мир»

 «Доброта лучше красоты» (И. Гете)

Доброта — это отзывчивость, расположение к людям, стремление прийти на помощь, чувство сострадания и любви. Это важнейшее душевное свойство, без которого невозможна сама жизнь. При этом таким свойством может быть наделен человек внешне непривлекательный, заурядный. Однако доброта важнее красоты.

К этой теме часто обращались русские писатели, например Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». В этом произведении писатель создает образ Марьи Болконской, героини, не обладающей внешней красотой, но наделенной добротой и сердечностью. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви. Княжна Марья не обладает яркой, эффектной внешностью: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны освещают ее внутренним светом, в них отражается вся напряженная духовная жизнь героини, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер княжны Марьи. Болконские — старинный уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — консерватизм, идеал, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку: строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него традиционные понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии со своими воззрениями он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господства разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности дочь проста и естественна, терпелива и снисходительна по отношению к окружающим. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Княжна Марья бесхитростна, бескорыстна, в ней нет кокетства, свойственного светским барышням. Она безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам. Эта героиня постоянно окружена «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них…» часто посещает ее. Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

В первый раз у героини появляется смутная надежда на будущее, когда князь Василий с сыном приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля: он кажется ей красивым, достойным человеком. Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг его дочь. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с т-11е Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью: жизнь без нее для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом.

Так, мечтам ее о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Это свойство ее проявляется в отношениях с отцом, который в старости становится еще раздражительнее и деспотичнее. Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно «больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым/

Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения…».

Марья Болконская находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте своего дома, но и об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, разбираясь со старостами и приказчиками, он нередко дает волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, изжить «старые гусарские привычки».

Княжна Марья — прекрасная мать. Заботясь о нравственном, духовном развитии детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды их жизни, отмечая особенности характеров и действенность тех или иных приемов воспитания. Ростов восхищается своей женой: «…главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене… это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.

Таким образом, справедливо замечание Гете о том, что «доброта лучше красоты».

Здесь искали:

  • доброта марти болконской итоговое сосиненпе
  • княжна Марья доброта аргумент
  • мариа болконская аргумент