Русская церковь в IX-XVII вв.

Русская церковь в IX-XVII вв.

Русская православная церковь, возникшая в конце X в. вслед за креще­нием Руси в 988 г., сыграла значительную роль в истории нашей страны.

После захвата Константинополя турками в 1453 г. и падения Византий­ской империи Россия превратилась в мировой центр православия и при­меряла на себя функции защитника всех православных.

Основные тенденции в истории русской православной церкви:

  • превращение русской церкви в автокефальную, то есть независимую от церквей других стран (а именно – от византийского патриарха, находившегося в Константинополе): в конце X в. была создана Ки­евская митрополия (главой русской церкви был митрополит Киев­ский, назначавшийся константинопольским патриархом), с 1448 г. российского митрополита не назначали из Константинополя, а из­бирали русские епископы с согласия московского князя. Наконец, в 1589 г. русская церковь окончательно стала независимой: ее главой теперь был не митрополит, а патриарх всея Руси, с чем согласился Константинополь;
  • перемещение центра русской церкви: сначала ее центром был Киев, в 1299 г. из-за падения роли Киева и частых монгольских набегов митрополит переехал из Киева во Владимир, а в 1328 г. митропо­личья кафедра была перенесена из Владимира в Москву (что сы­грало важную роль в превращении Москвы в центр объединения Русского государства);
  • создание монастырей: первый монастырь на Руси – Киево-Печерская лавра (1050-1060-е гг.), другие наиболее крупные и извест­ные – Иосифо-Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, а также основанная в 1337-1338 гг. Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра;
  • церковь постоянно накапливала богатства и превратилась в весьма крупного собственника (ее имущество будет передано государству только в 1764 г. Екатериной И). Источниками богатства церкви слу­жили доходы от принадлежавших ей земель (на них трудились мо­настырские крестьяне или сами монахи), церковная десятина (налог в пользу церкви), занятия ростовщичеством и промыслами, взима­ние платы за церковные службы, дары от государей и феодалов. По поводу церковного имущества на рубеже XV-XVIвв. (при Ива­не III) в самой церкви развернулась острая дискуссия, закончившая­ся победой иосифлян (табл. 4.1);
Таблица 4.1. Дискуссия иосифлян и нестяжателей (конец XV – первая половина XVI в.)

КритерииНестяжателиИосифляне (стяжатели)
Основатели и предста­вителиНил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим ГрекИосиф Волоцкий
Церковь и мирские делаЦерковь должна быть далека от мирских делЦерковь направлена на мирскую деятельность
Проблема церковной собственностиОсуждали церковные богатства и выступали за аскетизм, монахи сами должны трудиться«Богатый монастырь и нищая братия» (мона­хи не должны иметь собственность, а монас­тыри должны быть бо­гатыми и активно зани­маться промыслами, торговлей и пр.)
Проблема соотношения светской и церковной властейИсходили из того, что у церкви и государства разные сферы деятель­ности, подчеркивали ценность свободы и не­зависимости человекаЦерковная и светская власть должны действо­вать совместно, нужно повиноваться светским властям

 

Таким образом, в XVI-XVIIвв. в России сформировались феодальные отношения (не в классическом западно-европейском виде, а с россий­скими особенностями) и уже начали складываться предпосылки для отношений капиталистических. Однако из-за отставания от Европы, отсутствия выхода к морям и других факторов Россия нуждалась в глу­бокой модернизации, что и произойдет в начале XVIII в. при Петре I.