СХЕМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

СХЕМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Из перечня регулятивных универсальных учебных действий выделим умения, которые позволят ребенку регулировать соб­ственное поведение и самостоятельно организовать учебную деятельность, – это целеполагание, планирование, самоконтроль и рефлексия.

В связи с тем, что рекомендаций по технологизации процесса формирования данных умений в настоящее время недостаточно, рассмотрим пример организации учебного занятия на основе организационно-деятельностной схемы, где используются спе­циальные приемы для постановки целей, планирования деятель­ности, осуществления самоконтроля и рефлексии. Предполо­жим, что оргдеятельностная схема детям представлена впервые, поэтому все условные знаки в схеме объясняет учитель.

В начале занятия учитель озвучивает или просит учащихся прочитать тему урока, далее демонстрирует организационную схему и побуждает детей сформулировать цель предстоящей деятельности. Под целью понимается предвосхищение конечно­го результата. Тема урока обеспечит включение в формулировку содержательного аспекта цели как результата деятельности, на­пример, «Что я сегодня изучу?», а оргсхема позволит увидеть образ объекта (под объектом подразумевается занятие либо от­дельные его этапы) и включить в цель организационный аспект как путь достижения результата с помощью определенных средств, например, «Как буду изучать? При помощи чего?».

На первоначальных этапах формирования умения целеполагания учитель дает установку, из каких компонентов должна со­стоять цель, предлагает вопросы, ответы на которые помогут сформулировать ее. Обязательным условием является включен­ность каждого учащегося в деятельность, поэтому педагог дает задание сформулировать цель в виде связного предложения и записать в тетрадь. Только в этом случае цель будет индиви­дуальной и каждый ученик должен будет нести ответственность за ее реализацию.

Следующий этап – планирование. Планирование – это опре­деление последовательных действий, которые приведут к реали­зации поставленных целей. В процессе детального рассмотрения схемы и пояснений учителя у школьников появляется представ­ление о том, в какой последовательности будут меняться формы и виды работы, а также возможные действия и переходы. Разъ­ясняя логику продвижения по схеме, учитель обращает внима­ние на то, что каждый учащийся, отдельная пара или группа мо­гут двигаться по маршруту независимо от других.

В этот момент ребенок определяет, с кем в паре он будет ра­ботать и в какой группе. Если дети работают в группах с пози­ционным разделением, то каждый ученик может заранее вы­брать роль, которую будет исполнять.

Для оптимизации такого типа работы групп в оргсхеме за­главными буквами обозначены названия позиций. Например, «Р» – руководитель группы, «С» – ответственный за построение схемы, «ДН» – держатель норм, «ОР» – организатор рефлексии и другие. Дополнительно учитель комментирует, что входит в обя­занности каждого члена группы, предоставляя карточки с алго­ритмами деятельности. В связи с этим учащиеся могут более конкретно спланировать свой маршрут.