СХЕМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Из перечня регулятивных универсальных учебных действий выделим умения, которые позволят ребенку регулировать собственное поведение и самостоятельно организовать учебную деятельность, – это целеполагание, планирование, самоконтроль и рефлексия.
В связи с тем, что рекомендаций по технологизации процесса формирования данных умений в настоящее время недостаточно, рассмотрим пример организации учебного занятия на основе организационно-деятельностной схемы, где используются специальные приемы для постановки целей, планирования деятельности, осуществления самоконтроля и рефлексии. Предположим, что оргдеятельностная схема детям представлена впервые, поэтому все условные знаки в схеме объясняет учитель.
В начале занятия учитель озвучивает или просит учащихся прочитать тему урока, далее демонстрирует организационную схему и побуждает детей сформулировать цель предстоящей деятельности. Под целью понимается предвосхищение конечного результата. Тема урока обеспечит включение в формулировку содержательного аспекта цели как результата деятельности, например, «Что я сегодня изучу?», а оргсхема позволит увидеть образ объекта (под объектом подразумевается занятие либо отдельные его этапы) и включить в цель организационный аспект как путь достижения результата с помощью определенных средств, например, «Как буду изучать? При помощи чего?».
На первоначальных этапах формирования умения целеполагания учитель дает установку, из каких компонентов должна состоять цель, предлагает вопросы, ответы на которые помогут сформулировать ее. Обязательным условием является включенность каждого учащегося в деятельность, поэтому педагог дает задание сформулировать цель в виде связного предложения и записать в тетрадь. Только в этом случае цель будет индивидуальной и каждый ученик должен будет нести ответственность за ее реализацию.
Следующий этап – планирование. Планирование – это определение последовательных действий, которые приведут к реализации поставленных целей. В процессе детального рассмотрения схемы и пояснений учителя у школьников появляется представление о том, в какой последовательности будут меняться формы и виды работы, а также возможные действия и переходы. Разъясняя логику продвижения по схеме, учитель обращает внимание на то, что каждый учащийся, отдельная пара или группа могут двигаться по маршруту независимо от других.
В этот момент ребенок определяет, с кем в паре он будет работать и в какой группе. Если дети работают в группах с позиционным разделением, то каждый ученик может заранее выбрать роль, которую будет исполнять.
Для оптимизации такого типа работы групп в оргсхеме заглавными буквами обозначены названия позиций. Например, «Р» – руководитель группы, «С» – ответственный за построение схемы, «ДН» – держатель норм, «ОР» – организатор рефлексии и другие. Дополнительно учитель комментирует, что входит в обязанности каждого члена группы, предоставляя карточки с алгоритмами деятельности. В связи с этим учащиеся могут более конкретно спланировать свой маршрут.