Схемы-принципы

Схемы-принципы

Следующий тип схем – схемы-принципы, «совмещающие осуществление функций объектно-онтологических и организа­ционно-деятельностных, допускающих смену функции исполь­зования, то есть перефункционализацию».

Если рассматривать организационно-деятельностную схему, чтобы понять логику развития материала, то схема в данный момент является объектно-онтологической; если же действовать в соответствии с этапами схемы, то она является оргдеятельностной.

Пример: На вводном уроке учитель демонстрирует струк­турную блок-схему, в которой отражено определенное понятие, например, «Имя существительное как часть речи». В этот момент схема является объектно-онтологической, так как раскрывает сущность понятия имени существительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль и др.). На последующих уроках эта схема является оргдеятельностной, так как по сути отражает учебно-тематический план, предусмат­ривающий последовательное прохождение темы учебного курса «Имя существительное».