Система государственного управления в XII-XV веках

Система государственного управления

С началом раздробленности в княжествах появились различные формы правления, о чем говорилось выше. Вместе с объединением русских княжеств вокруг Москвы при великом князе постепенно возникает но­вый государственный аппарат.

  • Центральные органы власти: великий князь (с падением ига при­обрел полную власть), при нем – совещательная Боярская дума, основные ведомства (Казна, канцелярия и управлявший велико­княжескими землями Дворец), а также государев двор, представ­лявший собой иерархию приближенных к великокняжескому дво­ру людей, которые и получали назначения по важнейшим государ­ственным делам. В конце XV – начале XVI в. зарождается система приказов – основных звеньев центрального аппарата власти. Де­лопроизводство в центральных учреждениях ведет появившийся слой дьяков – профессиональных чиновников.
  • Местные органы власти делились на три уровня:
  • находящиеся в зависимости от великого князя местные князья (они превращались в бояр);
  • наместники и волостели в уездах и волостях;
  • на государевых землях и в северных районах сохранялось об­щинное самоуправление.

К концу XV в. возникают две особые системы, применявшиеся в госу­дарственном управлении Московского царства:

  • местничество (принцип назначения людей на государственные долж­ности не по выслуге или способностям, а по родовитости, то есть знат­ности рода);
  • система кормлений (князь давал кому-либо из своего окружения целую территорию в «кормление», то есть этот назначенец управ­лял данной территорией, имел на ней полную власть и находился на полном «корме» – содержании, получаемом от ее жителей).