Сочинение: Отражает ли искусство действительность, реальную жизнь?

«Искусство — всегда метафора действительности» (Ю. Бондарев)

Отражает ли искусство действительность, реальную жизнь? Воспроизводит ли оно окружающий мир или творит свой? Как отражаются в нем события жизни самого автора?

Безусловно, весь мир искусства на всем протяжении многовековой истории создает отражение человеческим сознанием бытия, закрепленного и зафиксированного в художественных образах. Проявляется в них и личность самого творца, события его жизни, его чувства и переживания. Как заметил Ю. Бондарев, «Искусство — всегда метафора действительности».

Эта тема раскрывается в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». В этом произведении автор размышляет о покаянии и связи искусства с жизнью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно умирает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает. И впервые задумывается о своей жизни. И в душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство.

Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром. Он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в которой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. И музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавление от несчастий — это навсегда остается на его совести1. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства. 1

Другой пример — повесть И. Шмелева «Неупиваемая чаша». Главным героем ее является крепостной художник Илья, обладающий большим талантом и чистой душой. Он словно отталкивается от ужасов окружающей его действительности, погружаясь в собственный мир. Он расписывает церковь, пишет портрет Анастасии, жены барина, которая становится для него источником вдохновения, любви, мечты. Эта любовь озаряет всю жизнь художника. Венцом его творчества становится икона «Неупиваемая Чаша», которая приносит людям радость и утешение. В этом образе неразрывно сливаются реальная жизнь и искусство: «Небо, земли и море, тоска ночная и боли жизни, все, чем жил он, — все влил Илья в этот чудесный облик». И эта икона становится у Шмелева символом сокровенной сущности души русского народа.

Таким образом, подлинное искусство неразрывно связано с жизнью. И в этом залог его бессмертия.