Сочинение: роль воображения в жизни человека

«Душа без воображения — все равно что обсерватория без телескопа» (Г. Бичер)

Разум и чувство — это два способа познания мира. Человек, в натуре которого преобладает разум, как правило, сух и рационалистичен, прагматичен. Он лишен эмоциональности, мечтательности. И в этом есть определенная ограниченность. Как заметил Г. Бичер, «Душа без воображения — все равно что обсерватория без телескопа».

Эта тема раскрывается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Человеком, лишенным поэтических иллюзий, предстает здесь Андрей Штольц. Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В этом герое автор хотел воплотить новый русский тип. Однако замысел писателя не вполне удался, прежде всего, потому, что данный тип не был представлен в самой жизни. «Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества… Оттого-то из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться… Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное… — это для нас остается тайной», — пишет Н. Добролюбов.

В романе представлена предыстория Штольца. Писатель подробно рассказывает о его детстве, семье, жизни в родительском доме. Отцом Андрея был немец, от него он унаследовал любовь к порядку, педантизм и аккуратность, деловитость и исполнительность. Родитель, желающий видеть в сыне повторение собственной судьбы, дал ему «строгое, практическое воспитание», отличное образование. Но нежная любовь матери, русской дворянки, мечтающей видеть сына русским барином, вариации Герца, соседство Обломовки, княжеского замка — все это призвано было обратить «узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому».

Однако «широкая дорога» Штольца оборачивается лишь коммерческими сделками и частной семейной жизнью. Вся его «неуемная деятельность» — это «участие в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Занимаясь коммерцией, Штольц «нажил дом и деньги». Пытливый, ищущий ум Ольги, ее беспокойная натура не могла удовлетвориться тихой семейной идиллией. Когда же она попробовала поговорить об этом с мужем, то в ответ услышала совет смириться с жизнью. «Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним голову и смиренно переживем трудную минуту…» — говорит Андрей Ольге. «И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье…» — пишет Добролюбов. Однако в позиции героя сказалось художественное чутье Гончарова, чутье художника-реалиста, исследовавшего данный характер глубоко и полно.

И первое, что отмечает писатель в натуре Штольца, — это рационализм. «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман… У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотствовать в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед. Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней», — замечает Гончаров. Выше всего Андрей ценил в людях настойчивость в достижении целей — воображения же, мечты, бурных порывов, страстей он боялся и старался избегать в жизни.

Гончаров подчеркивает в герое черты «нерусские», но «европейские». Это рассудочность, сдержанность, умеренность во всем. Штольц «неспособен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену на авось. Он измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили». «Здравый смысл посредственности» — такими словами Толстой обрисовал одного из своих персонажей, Николая Ростова, в романе «Война и мир». Слова эти как нельзя лучше раскрывают и характер героя Гончарова.

Штольц — сильный, волевой человек, контролирующий не только все свои поступки, но и чувства. Он никогда не отдавался чувствам вполне, «он и среди увлечения чувствовал почву под ногами». Герой способен к любви, дружбе, но все эти чувства подчинены его взглядам, неким формальностям. Так, ограниченность Штольца сказывается в его отношениях с Обломовым. Андрей все время пытается «перекроить» характер Ильи по собственному подобию, вовлечь его в круговорот жизни, занять трудом. Однако в основе этих побуждений, по мнению исследователей, — всего-навсего жажда деятельности. «Ольга, Штольц и Райский не более как гусли-само- гуды. Они будят Обломова и Софью Николаевну не из любви, не из дружбы, не из желания им добра, а просто из лихорадочной жажды деятельности…» — замечает Н.К. Михайловски .

Каково же истинное отношение Штольца к Обломову? Андрей Иванович считает себя его другом, вроде бы любит его; между тем он не только не понимает Обломова, но и не принимает его всерьез, в глубине души считая его личностью пустой и мелкой. Встретив Ольгу в Париже и отметив, как внутренне «развилась эта девочка», он теряется в догадках: «Кто ж был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь в его щегольских фразах ничего! Не у Ильи же!..». Когда Ольга Ильинская рассказывает Штольцу о своей любви к Илье, то он не может поверить ей. Сознавая собственное превосходство, он считает эти отношения ошибкой, недоразумением, заблуждением, обманом, — чем угодно, только не любовью. «Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя и чего нет в моем несравненном, но неповоротливом Илье… Ах, если б это была правда! — прибавил он с одушевлением. — Если б Обломова, а не другого! Обломова! Ведь это значит, что вы принадлежите не прошлому, не любви, что вы свободны…». Фактически Штольц отказывает Обломову в способности любить, отказывает ему в праве быть любимым. Вместе с тем в словах этих открывается вся неуверенность героя, его боязнь соперничества. Андрей Иванович лишен душевной широты, свойственной русскому человеку, — неизвестно, решился ли бы он сделать Ольге предложение, будь ее поклонником кто-то другой.

Для Штольца значимо общественное мненье, сословные предрассудки. Он подчиняется во всем установленному в жизни порядку, и всякое нарушение «правил» для него неприемлемо. Женитьбу Обломова на Агафье Матвеевне он рассматривает как нравственное падение Ильи, как его гибель, по сути расторгая все отношения с ним. «В чем же заключался смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все пределы!» — замечает А.В. Дружинин. После смерти Обломова Андрюша был принят в семью Штольца, но Захар «случайно был найден в числе нищих», «вдова Ильи Ильича не была приближена к друзьям ее мужа». Но будь Обломов на месте Штольца, все было бы иначе. Как замечает А.В. Дружинин, Илья Ильич не стал бы разрывать дружбу из-за сделанного другом мезальянса, он бы взял к себе Захара, помог бы вдове Штольца — «он поделился бы с ними последним куском хлеба и, говоря метафорически, принял бы их всех ровно под сень своего теплого халата».

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям как таковой. Это достаточно сложный, реалистичный образ, исследованный писателем глубоко и всесторонне.

Таким образом, мечта — это неотъемлемая составляющая человеческой жизни, открывающая безграничный простор для нашей фантазии, желаний. Склонность к мечтательности говорит о богатстве внутреннего мира, отсутствие же воображения обедняет нас, становится препятствием на пути личностного роста.