Сочинение – Женские образы в прозе Астафьева

Что даёт основание утверждать: в прозе В. П. Астафьева «и малень­кая деревенская девочка, и юная девушка, и старая бабушка <…> воплощают материнское начало, понимаемое как жертвенность, сострадание и стремле­ние сохранить и приумножить жизнь на земле»?

Продумывая концепцию сочинения, вспомните, в каких произведе­ниях В.П. Астафьева были созданы прекрасные женские образы, вопло­щающее материнское начало («Последний поклон», «Царь-рыба», «Пас­тух и пастушка», «Звездопад», «Ода русскому огороду» и др.).

Представьте тип «бабушки» и покажите его идейно-эстетическую зна­чимость. Для этого проанализируйте образ Катерины Петровны («Послед­ний поклон», «Ода русскому огороду»). Покажите связь его с фольклорной традицией, неотделимость от природного мира и место в мире народном (в деревне её с почтением прозвали «генералом», она «матриарх», «матерь» села). Бабушка Катерина Петровна заменила мальчику-сироте мать, по­дарила ему кров, пищу и свою любовь. Объясните, почему писатель чаще всего изображает её прядущей или молящейся (связь с высшими языче­скими и христианскими силами в их сложном взаимопроникновении).

Отметьте, что данный тип «бабушки» с характерными для него функ­циями кормилицы, врачевательницы, наставницы находит отражение в других героинях: в Афимье Мозглячихе, «ворожее и матери всему здеш­нему народу, как по возрасту, так и по нраву», в безымянной супруге ка­питана Парамона Парамоновича, от которой Аким перенимает искусство врачевания травами («Царь-рыба»), в бабушке Секлетинье из глухой ста­рообрядческой деревни («Прокляты и убиты»).

Далее покажите, какое значимое место занимает в творчестве В. П. Ас­тафьева образ матери. Отметьте, что образ Лидии Ильиничны («Ода рус­скому огороду») наделён особой «бестелесностью» (автобиографический герой не помнит своей мамы, она появляется только во снах, мечтах, вос­поминаниях, и это порождает особую, ностальгическую и печальную то­нальность).

Объясните, что ведущие черты этого образа (трудолюбие, забота о де­тях — своих и чужих, сострадание) легли в основу целого ряда других ге­роинь- «крестьянских тружениц» (её сёстры и невестки из семьи Потылицыных, бабушка Мария из Сисима, праведница Паруня, сестра Акима

Касьянка). Покажите, что ещё объединяет этих женщин (сложная судьба, полная утрат и лишений).

Охарактеризуйте женский тип, в котором сочетается материнская мудрость и простодушие, открытость «детскости» (Лида из повести «Звез­допад», Люся из «Пастуха и пастушки»).

Покажите значение образа озорной, наивной и весёлой матери Акима, которая «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу» («Царь- рыба»). Отметьте, что в нём воплощена сама стихия материнства: героиня живёт в гармонии с природой, следует зову и вечному закону продолжения жизни. Вспомните, что автор уподобляет её, кормящую ребёнка, дереву, которое даёт малому ростку сок и жизнь.

В заключении согласитесь с мнением исследователя о том, что ге­роини В.П. Астафьева являются воплощением жертвенности, сострада­ния, хранительницами жизни на земле.