Согласны ли вы с мнением Фокина, что «история Раскольникова — это история интеллекта…»?

Согласны ли вы с мнением П. Е. Фокина, что «история Раскольникова — это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?

Начните своё рассуждение с характеристики романа в целом и его главного героя Родиона Раскольникова. Имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут важный символический смысл.

Метафора фамилии символизирует двойственность души героя, в которой сталкиваются Бог и Дьявол, совесть и честь, тщеславное желание быть избранным, а не «тварью дрожащей».

Расколотый мир героя таит в себе две бездны. Одна ипостась его души — добрая, благородная, любящая — готова всё отдать «за друга своя». Он помогает Мармеладовым, девочке на бульваре, содержит на свои деньги друга-студента, спасает детей на пожаре. Другая ипостась личности — горделивая, расчётливая, честолюбивая — совершает бесчеловечные поступки.

Борьбу за душу Раскольникова автор доверяет выразительнице позиции писателя Соне. Её оружие — доброта, терпение, покаяние на миру. Подвижнически она сопровождает Родиона на пути к исцелению в мёртвом доме — на каторге. Прежде девушка читает ему евангельскую притчу о воскресении Лазаря, а в финале мы обнаруживаем Священное Писание под подушкой у главного героя. Читатель может быть уверен, что Родион встал на путь очищения, хотя богопротивная теория ещё имеет над ним власть.

Стоит также обратиться к фрагменту, где автор описывает последний сон героя. Прокомментируйте его. Именно сон знаменует собой развенчание теории Раскольникова. Родион осознаёт, что миру не хватает людей, способных очистить его от зла и эгоизма. Ф. М. Достоевский показывает, как его герой очищается от «трихинов» своей души.

«Расколотость» Родиона хорошо иллюстрируют слова Дмитрия из «Братьев Карамазовых»: «Идеал Мадонны и идеал Содомский борются, а поле битвы — сердца людей». Как только Раскольников преодолевает раскол своей души и обретает Бога, его теория отпускает его.