Тема добра в рассказе Солженицына «Матренин двор»

«Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях» (М. Аврелий)

Доброта — это душевная теплота человека, важнейшее личностное свойство. Оно проявляется в дружелюбии, умении сострадать, готовности помочь ближнему в трудной ситуации, пожертвовать своим временем, материальным благополучием. Есть люди, наделенные этим качеством от природы. Как заметил М. Аврелий, «Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях».

Эта тема развивается в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Это произведение посвящено теме русской деревни, судьбе простой крестьянской женщины. Матрена ничего в жизни не имела: «не гналась за обзаводом», «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». Грязно-белая коза, кошка, фикусы, изба — вот и все, что оставила она в наследство. Критики отмечали, что бытие героини в рассказе — это непрерывное, неизбывное страдание, гнет, лишения, унижения, происходящие из общего устройства жизни в советской России. Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, больная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Не только эти дела, но и лечение в местной больнице оборачивается для нее бесконечными хождениями, ожиданиями, просьбами. Тем не менее Матрена, несмотря на все тяготы и невзгоды, не утратила душевной чуткости, доброты, любви, совестливости. Она большая труженица, ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощь, болезни. В работе она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа.

Эта героиня привыкла заботиться обо всех. Она бескорыстна, добра, постоянно помогает всем, даже колхозу, из которого ее выгнали. Матрена отдает Кире, своей племяннице, свою горницу, помогает перевозить ее и погибает на железнодорожном переезде.

Солженицын создает этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини скромная, неброская, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов — «просветленная», «с доброй улыбкой». Матрена — праведница, настоящая подвижница. И эти качества заложены в ней от природы.

Жизнь же в современном социалистическом обществе, по мысли автора, уродует души людей. В рассказе образ доброй, бескорыстной Матрены противопоставлен образам остальных персонажей — ее родственников, односельчан, алчных, прижимистых, расчетливых. Таковы у Солженицына деверь Матрены, Фаддей, ее золовки, сестры. Все они озабочены лишь материальным достатком. Исследуя души своих героев, писатель обнажает в них бессердечие, душевную черствость. Так, Фаддей до самых похорон погибших занимался тем, что пытался вернуть себе «горницу». «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только недолго постоял у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Жадность к «добру», имуществу и пренебрежение к настоящему добру, духовному, нравственному — так, по мысли писателя, уродует души людей коммунистическая идеология. Все исказилось в народном миросозерцании за годы советской власти — такова авторская позиция в произведении.

Таким образом, душа русского человека всегда открыта для окружающего мира и для всех людей. В этом плане справедлива пословица: «Не стоит село без праведника, а город без святого».

Таким образом, доброта — это естественное свойство человека, заложенное в него природой, Богом.

Здесь искали:

  • могут ли добрые люди быть одинокими аргумент матренин двор
  • готовое сочинение по егэ на тему чем отличается доброта от милосердия по рассказу солженицына матренин двор
  • добро матрены в произведении матренин двор