Тема жестокости в рассказе Платонова «Юшка»

«Жестокость как всякое зло не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод» (Дж. Элиот)

Жестокость — это свойство характера человека, проявляющееся в агрессии, бесчеловечном, грубом отношении к окружающим, миру, природе. Люди, наделенные этим качеством, способны причинить боль другим, доставить им страдания, посягнуть на саму жизнь. При этом другие чувства — сочувствие, сострадание, великодушие — словно атрофируются в их душе. Жестокость разрушает натуру человека.

Эта тема развивается в рассказе А. Платонова «Юшка». Главным героем произведения является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, которого все звали Юшкой. Жизнь его была проста, неприхотлива, с утра до ночи он работал, носил старую одежду. Худой и слабый, он был болен чахоткой и поэтому выглядел совсем стариком. И дети, и взрослые часто нападали на него, считали «блажным», издевались, били. Однако Юшка безропотно терпел все обиды и унижения, считая, что народ любит его, просто «сердце в людях бывает слепое».

Но почему люди мучили его? Потому что он был не похож на них: Юшка был добрый, терпеливый, кроткий. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай!» — требовали от Юшки окружающие. Его считали юродивым, не понимали, зачем он живет на свете. И вот однажды напал на него прохожий, толкнул старика, и тот больше уже не поднялся. А через некоторое время в городе появилась молодая девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Оказалось, что это его воспитанница, судьбу которой он устроил. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы лечить Юшку. Узнав о его смерти, она осталась в городе и стала работать врачом, бескорыстно помогая всем нуждающимся и больным. И все считали ее дочерью Юшки.

Что же хотел сказать Платонов своим рассказом? Жестокость, эгоизм царят в отношениях людей. Причем эта жестокость беспричинна, для проявления ее нет никакой мотивации. Именно поэтому в жизни нет необходимой гармонии.

Другой пример — роман Ч. Айтматова «Плаха». В романе связаны воедино три сюжетные линии — линия Авдия Каллистратова, линия волков Акбары и Ташчайнара, линия чабана Бостона. Произведение начинается описанием волчьей семьи, мирно живущей в Моюнкумской саванне. У них появляются первые волчата. Но это благополучие заканчивается, когда в жизнь саванны вторгается человек. Исконной добычей волков всегда были сайгаки, теперь же люди уничтожают сайгаков, чтобы выполнить план по мясопоставкам. В ходе этой операции погибают волчата Акбары и Ташчайнара. Потом у них снова появляются волчата, но люди начинают строить дорогу к горнорудной разработке, поджигают камыши — детеныши погибают. И в третий раз волкам не удается сохранить свое потомство. В финале мы видим поистине трагическую историю. Коварный, жестокий, безнравственный человек Базарбай, случайно наткнувшись на волчье логово, крадет всех волчат Акбары и Ташчайнара лишь для того, чтобы потом выгодно продать их. По дороге он заходит в гости к чабану Бостону, а затем уезжает со своей добычей. И волки начинают кружить вокруг жилища Бостона. Желая отомстить человеку, Акбара забирает его детеныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибают волки, маленький ребенок, сын Бостона (пытаясь спасти сына, Бостон стреляет в несущую ребенка Акбару), а также Базарбай, похитивший волчат (Бостон в отчаянии убивает его, считая его виновником своего несчастья). Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против уничтожающего ее человека.

Другая сюжетная линия романа — линия Авдия Каллистратова, «еретика-новомысленника», изгнанного из духовной семинарии за свои идеи. Этот герой пытается спасти мир от жестокости, насилия, зла. Он встает на путь борьбы с наркоманами, пытаясь их наставить на истинный путь, хочет помочь им раскаяться, понять их заблуждения. Для этого он вместе с «гонцами» отправляется в азиатские степи за анашой, потом ему приходится участвовать в истреблении сайгаков. Однако путь этот оборачивается гибелью Авдия — сначала его жестоко избивают, сбрасывают с поезда, а потом и вовсе решают от него избавиться — распинают на корявом саксауле. Но смерть героя у Айтматова — это самопожертвование, последние слова Авдия — о «спасении душ людских». И этот образ, конечно, у Айтматова глубоко трагический, потому что герой несет в своей душе ответственность за все человеческое зло, пытается отыскать истину. Поэтому он обречен на гибель.

Образ Авдия в повести напоминает нам образ Христа, распятого за любовь, веру, добро. Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе всех нравственных, общественных, социальных катаклизмов лежит греховность человека. Именно об этом у Айтматова идет речь во вставной легенде, передающей историю Христа и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. «Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности людей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты прославляешь в увлеченности государственной…» — говорит Христос прокуратору перед смертной казнью.

Авторская позиция в романе выражена очень отчетливо, мы остро ощущаем чувство тревоги писателя за погибающую природу, погибающее поколение, за мир, утопающий в пороках. Ч. Айтматов говорит о том, что общество, в основе жизни которого греховность, достижение материальных благ, обесценивание понятий «добро» и «зло» — такое общество обречено на гибель.

Таким образом, жестокость порождает в человеке низменные инстинкты, неизменно ведет к греху и преступлениям.

Здесь искали:

  • юшкааргумент зла
  • где проявляется зло в произведении платоного юшка
  • примеры к сочинению дрбро из рассказа Юшка