Тема жестокости в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«Самое опасное в жестокости — ее рациональность» (Ф. Ларошфуко)

Жестокость — это низменное душевное свойство. Оно проявляется в грубом, бесчеловечном обращении с людьми, животными, в агрессии по отношению к окружающим. При этом человек, наделенный этим свойством, зачастую действует последовательно и расчетливо. Как заметил Ф. Ларошфуко, «Самое опасное в жестокости — ее рациональность».

Эта тема развивается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Писатель размышляет здесь о человеческой жестокости, мотивированной теорией и логикой.

Родион Раскольников — молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета. Он «хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Семья героя бедствует. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Сам же он вынужден оставить обучение из-за недостатка средств. И Раскольников создает теорию о двух типах людей — «обыкновенных» и тех, которые «право имеют». Первые должны довольствоваться своей участью, они не могут преступить закон. В то же время в истории человечества иногда появляются личности, дерзко нарушающие общепринятые моральные нормы. Это «властелины судьбы» — Наполеоны, Магометы, достигающие своих целей путем насилия, преступлений, тирании. Имена этих людей затем навсегда остаются в истории. Так возникают мучительные для героя вопросы о том, к какому разряду он принадлежит: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Стремясь помочь близким и проверить свою теорию, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, грабит дом. Причем доминирует в мотивах преступления его желание проверить свои интеллектуальные изыскания.

Теория Раскольникова подводит нас к важнейшей нравственно-философской проблеме романа. Исследователи отмечали, что в лице этого героя человек вплотную подошел к той границе, за которой моральный закон утратил свой абсолютный характер, человек ощутил дыхание вседозволенности, оказался на пороге перерождения в такую натуру, которая уже не будет ощущать вины и греха, для которой не будет уже самого понятия «преступление».

Совершив убийство, Раскольников испытывает нравственные муки. Он переживает состояние крайнего одиночества, которое охватывает его душу «мертвым холодом». Человеческая натура его не может смириться с происходящим. И лишь через болезненную ломку собственных убеждений Раскольников постепенно обретает хоть какую-то душевную гармонию, общность с людьми. Мы видим, что к истине герой приходит через страдание.

Авторская позиция здесь вполне определенна: по мысли Достоевского, преступление невозможно оправдать какой-либо теорией. Жизнь человеческая самоценна, никто не вправе распоряжаться ей.

Таким образом, в основе жестокости может лежать холодный расчет, интеллектуальные рассуждения. Как сказал Ариосто, это «порождение злого ума». Однако это свойство, противное человеческой природе и самой жизни, — проявления жестокости — невозможно обосновать логикой, рациональностью.

Здесь искали:

  • преступление и наказаеие жестокость