Темы сочинений – Человек и мир природы в русской поэзии

  • Стихотворение «Клен ты мой опавший…» С.А. Есенина
  • Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…» А.А. Фета

Тема сочинения 1. Символический пейзаж. Прием антитезы в создании картин природы.

  • В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лирического героя. Весна же — это символ новой, бурлящей жизни, рождения в душе его «новых откровений». Картины природы у Фета, таким образом, антитетичны.
  • Символичность природных образов и их противостояние присутствуют в стихотворении Есенина. Антитетичность «клена опавшего, заледенелого» и «клена вовсю зеленого» — это противостояние зимы и лета. Песни лирического героя о лете передают тоску его по гармонии, которую он жаждет обрести в жизни.
  • Стихотворение «Клен ты мой опавший…» С.А. Есенина
  • Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова

Тема сочинения 1. Мотив дороги, странника, одиночество лирического героя, исповедальные интонации, размышления о жизни.

Тема сочинения 2. Взаимопроникновение двух миров — природного и человеческого, обращение лирического героя к природным образам — к образу клена у Есенина, к образам земли, звезд, ночи у Лермонтова. Стремление лирического героя существовать «в унисон» с природой.

Тема сочинения 3. Стремление лирического героя уйти от реальной действительности: мотив опьянения у Есенина и мотив волшебного сна у Лермонтова. Тоска лирического героя по желанной гармонии, которой нет в жизни.

Тема сочинения 4. Прием олицетворения (Есенин наделяет «клен опавший» человеческими качествами, разговаривает с ним, как с другом, сравнивает себя с ним. У Лермонтова «пустыня внемлет Богу», «спит земля», «звезда с звездою говорит»).