ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОТКРЫТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА
А ведь до самого конца XVIII века литература была одноголоса: автор, творец и создатель, был единственным, кто мог иметь собственную точку зрения на события, изображенные в книге. Все остальные — главные герои, многочисленные персонажи, завороженные читатели, доброжелательные и недоброжелательные критики — вынуждены были исполнять и принимать фабулу такой, какой ее видел автор.
В нашей обыденной, нелитературной жизни мы частенько становимся заложниками именно такой ситуации: когда, например, обиженная любовником женщина рассказывает подруге о том, какой же изменщик и предатель этот N, или когда по уши влюбленный юноша хвастает приятелям, какая же красивая и умная его дорогая А. Скорее всего, и изменщик не то чтобы предатель, и у красавицы обязательно найдутся изъяны, если смотреть на них будет другой, независимый наблюдатель.
Человек, открывший разные точки зрения в одном отдельно взятом произведении, вовсе не был писателем.
Его звали Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло, и служил он в военном гарнизоне Туля — именно здесь, в богом забытом городке, в комнатушке молоденького лейтенанта французской армии и появился на свет один из самых знаменитых романов в истории мировой литературы: «Опасные связи».
Композиция романа удивительно изощренна: перед нами — роман в письмах, а если подробнее — переписка участников лихо закрученной интриги с комедийным началом и трагическим концом. Здесь вам и обиженная любовником красавица, и по уши влюбленный юноша, и прекрасная девственница, и любопытствующие зеваки, стрельба, обман, дуэль, смерть, болезнь, забвение — словом, богатейший сюжет. Одни и те же события, освещаемые разными адресатами в разных письмах, вдруг начинают играть совершенно неожиданными красками: оказывается, вымышленные перипетии тоже могут быть неоднозначными. На них тоже можно посмотреть не с точки зрения автора — автор-то как бы отсутствует, передавая право рассказа тем героям, которые пишут друг другу письма, — а с точки зрения всех участников событий, находящихся зачастую по разные стороны баррикад.
И здесь уже судит не писатель. Право высказать мнение и поставить оценку переходит к самому читателю — впервые в истории мировой литературы.
Удивительно ли, что роман этот до сих пор среди самых читаемых мировых бестселлеров, а его герои не сходят с больших экранов: пять экранизаций только за последние двадцать лет!