Трагедия определение

Трагедия (греч. tragodia, буквально — козлиная песнь, от tragos — козёл и ode — песнь) — драматический жанр, проти­воположный комедии, в основе трагедии лежит острый и не­разрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зри­тельского сопереживания, процесс душевного очищения че­рез страдание (катарсис). Жанр возник в Древней Греции из культовых обрядов, посвященных богу Дионису.

Греческая трагедия дала миру идеальные образцы данного жанра (Софокл, Эсхил, Еврипид). Античная трагедия была основана на мифологическом материале, ей были свойствен­ны героичность, философичность, она затрагивала высшие проблемы бытия (жизни и смерти, вечности и т.д.), она ут­верждала свободу характера, действующего в русле необходи­мости. Герой, как правило, оказывался во власти судьбы, злого рока, должен был исполнить предначертанное. При этом важна была и его свободная воля — именно она заставляла его выполнить свою миссию в соответствии с волей богов, пусть даже ценой собственной жизни.

В Средние века в качестве трагического выступает муче­ническое. Основными героями трагедий становятся мучени­ки, святые и т.д. По замечанию Ю. Борева, «это не траге­дия очищения, а трагедия утешения, ей чуждо понятие ка­тарсиса». Важным элементом средневековой трагедии ста­новится воля Провидения, наличие сверхъестественных сил. В Средние века трагедия уступает свои позиции: становятся широко распространены литургическая драма, миракль, мис­терия и моралите. Трагедию же относят к эпической литерату­ре .

Свое мощное развитие трагедия получает в эпохи Поздне­го Возрождения и барокко (Кальдерон де ла Барка, Уильям Шекспир) . Эпоха Возрождения раскрыла социальную при­роду трагического конфликта, утверждая свободу личности персонажа и его героизм. Обращаясь к современному матери­алу и стремясь к максимально правдивому воспроизведению жизни, У. Шекспир в своих пьесах «развил все лучшие сторо­ны античной трагедии», открыв в героях глубину и сложность характеров.

Затем эпоха классицизма выдвигает новые требования к жанру: александрийский стих, соблюдение принципа трех единств — действия, времени, места, наличие пяти актов . В этот период создают свои произведения П. Корнель, Ж. Расин.

Эпоха Просвещения отмечена трагедиями Ф. Шиллера, в которых он во многом опирается на античные образцы («Ма­рия Стюарт», «Дон Карлос»).

Затем трагедия лишается многих жанровых свойств (авто­ры отходят от принципа трех единств, сохраняется лишь един­ство внешнего действия), в центре изображения романти­ков уже не внешний мир (как в античной трагедии), а внутренний мир человека, его душа (В. Гюго, Дж. Бай­рон, М.Ю. Лермонтов) . Романтики отчетливо осознают неизбежность зла в мире и вечную необходимость борьбы с ним. Причем зло всесильно, и герой, даже погибая, не мо­жет победить его. Однако гибель эта не бессмысленна: «тра­гический герой не позволяет установить безраздельное господ­ство зла на земле». Затем трагедия начинает вытесняться драмой и мелодрамой, возникает смешение жанров (мещан­ская трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь»), трагиче­ская драма (В. Гюго), историческая драма (А.С. Пушкин).

В конце XIX – начале XX в. создаются пьесы, восходя­щие к высоким трагедиям античности (Т.-С. Эллиот, П. Кло­дель, Г. Гауптман, В. Иванов). Затем зарождается жанр трагикомедии (А.П. Чехов, А. Арбузов, Э. Радзинский, Л. Петрушевская).