Текст по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
В чём смысл сравнения «сазаньего боя» и «разговора по душам» между отцом и сыном?
Обе эти сцены в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» имеют и общее, и то, благодаря чему сцены противопоставлены.
Что делает сцены похожими?
Сазан, живое существо, часть природы, погибает в результате агрессии, насилия со стороны людей. Автор мастерски показывает бой этого красивого создания за свою жизнь. Но сазан обречён на гибель.
Пантелей Прокофьевич, старый казак, человек с традиционными понятиями о чести, готов уничтожить, убить живое чувство любви своего сына к соседке Аксинье. Он не учитывает того, что в характере Григория есть тот твёрдый стержень, благодаря которому молодой казак намерен строить свою жизнь по своему усмотрению, по своей воле. Обещание отца «выпороть» не пугает сына. Он готов вопреки наказам отца «ноне» уйти на «игрища» — место, где он будет весел и счастлив. Живое чувство любви, страсть молодой поры невозможно подавить насилием и диктатом. Пусть даже им противостоят здравый смысл и желание выстроить отношения в семье по привычным, устоявшимся канонам.
Живое существо убить можно, предав его насильственной смерти.
Живое чувство убить нельзя.
В чём сцены сходны? И рыба как часть природы, и человек как часть социума страдают, если в них пытаются убить их естественную сущность — их чувства или даже саму жизнь.
В чём сцены различны? Рыбу, её плоть, убивают. Чувства человека нельзя заглушить, вытравить, загнать в рамки: человек осознанно относится к своим чувствам и готов бороться за свободу в их проявлении.
Сцены и персонажи сравниваются — налицо приём сопоставления.