В чём смысл сравнения «сазаньего боя» и «разговора по душам» между отцом и сыном?

Текст по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»

В чём смысл сравнения «сазаньего боя» и «разговора по душам» между отцом и сыном?

Обе эти сцены в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» имеют и общее, и то, благодаря чему сцены противопоставлены.

Что делает сцены похожими?

Сазан, живое существо, часть природы, погибает в результате агрессии, насилия со стороны людей. Автор мастерски пока­зывает бой этого красивого создания за свою жизнь. Но сазан обречён на гибель.

Пантелей Прокофьевич, старый казак, человек с традици­онными понятиями о чести, готов уничтожить, убить живое чувство любви своего сына к соседке Аксинье. Он не учитывает того, что в характере Григория есть тот твёрдый стержень, бла­годаря которому молодой казак намерен строить свою жизнь по своему усмотрению, по своей воле. Обещание отца «выпо­роть» не пугает сына. Он готов вопреки наказам отца «ноне» уйти на «игрища» — место, где он будет весел и счастлив. Живое чувство любви, страсть молодой поры невозможно подавить насилием и диктатом. Пусть даже им противостоят здравый смысл и желание выстроить отношения в семье по привычным, устоявшимся канонам.

Живое существо убить можно, предав его насильственной смерти.

Живое чувство убить нельзя.

В чём сцены сходны? И рыба как часть природы, и человек как часть социума страдают, если в них пытаются убить их есте­ственную сущность — их чувства или даже саму жизнь.

В чём сцены различны? Рыбу, её плоть, убивают. Чувства человека нельзя заглушить, вытравить, загнать в рамки: чело­век осознанно относится к своим чувствам и готов бороться за свободу в их проявлении.

Сцены и персонажи сравниваются — налицо приём сопо­ставления.