Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России

Живопись, архитектура, скульптура

Живопись, архитектура и скульптура характеризуются следующим.

  1. Расцвет русской живописи в XIX в. По актуальности и политизи­рованности живопись в XIX в. занимала вторую после литературы по­зицию.
  • В живописи первой половины XIX в. сменили друг друга стили клас­сицизм (картины К. П. Брюллова и А. А. Иванова, но в них уже про­ступают реалистические и психологические тенденции), сентимен­тализм (некоторые картины на бытовые сюжеты А. Г. Венецианова), романтизм (портреты О. А. Кипренского, В. А. Тропинина) и кри­тический реализм (бытовые сатирические полотна П. А. Федотова составили основу критического реализма) при официальном гос­подстве классицизма.
  • В живописи пореформенного периода возобладал критический реа­лизм, представителями которого были передвижники. Движение передвижничества началось с «бунта четырнадцати» в 1863 г. (14 лучших учеников Академии художеств отказались писать кон­курсную картину на сюжет из скандинавской мифологии, а когда им было запрещено самим выбрать тему, покинули Академию), а офор­милось в 1870 г. созданием Товарищества передвижных художе­ственных выставок (существовало до 1923 г.). Основателем движения стал И. Н. Крамской, идеологом – критик В. В. Стасов. Основными идеями передвижников были отказ от академической манеры живо­писи, движение искусства «в народ» (для чего и создавались пере­движные выставки, всего их было проведено 48), вместо торжествен­ного классицизма – критический реализм, обличающий актуальные пороки государства и общества, основной темой творчества должна быть Россия, ее природа, история, народ (много общего с народни­ческими идеями). Почти все художники второй половины XIX в. входили в состав Товарищества, развивая различные жанры живо­писи: сюжеты из народной жизни, историческую картину (В. И. Су­риков), психологическую картину, пейзаж (И. И. Левитан, И. И. Шиш­кин, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи), портрет (И. Н. Крамской, В. Г. Перов, В. А. Серов). Почти все они работали сразу в нескольких жанрах, многожанровостью отметились И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Д. Поленов и др.

Очень важным для русской живописи было развитие музейного дела: в 1852 г. Эрмитаж открыли для посещения публики, в 1856 г. москов­ский купец-меценат П. М. Третьяков начал коллекционировать карти­ны (его частная коллекция будет передана Москве и станет основой Третьяковской галереи).

  1. Архитектура. XIX в. – расцвет русского градостроительства:
  • в архитектуре первой половины XIX в. существовали два стиля: гос­подствовал стиль ампир (вершина классицизма), а на фоне его упад­ка в 1830-е гг. развивался так называемый русско-византийский стиль. В стиле ампир свои творения создали архитекторы К. И. Рос­си (здания Генерального штаба, Сената и Синода, Александровско­го театра в Петербурге), О. Монферран (Александровская колонна на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном и Исаакиевский собор в Петербурге), швейцарец Ж. Тома де Томон (здание Биржи в Петербурге), бывший крепостной А. Н. Воронихин (здание Горного института в Петербурге и главный собор Петербурга – Ка­занский собор в честь Казанской иконы Богоматери – символа русских ополчений 1612 г.), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), О. И. Бове (здание Манежа в Москве). В русско-византийском стиле работал К. А. Тон (Большой Кремлевский дво­рец и храм Христа Спасителя в Москве);
  • с середины XIX в. в архитектуре доминируют два стиля: эклекти­ка – стиль, основанный на смешении разных архитектурных тра­диций и стилей (эпохи Возрождения, готики, византийского стиля и пр.), и неорусский (или псевдорусский) стиль, для которого было характерно использование элементов древнерусского зодчества для декора зданий (здания Исторического музея работы В. О. Шервуда, Городской думы работы Д. Н. Чичагова, а также Верхних торговых рядов, то есть будущего ГУМа, работы А. Н. Померанцева).
  1. Скульптура. Наиболее известными скульпторами первой половины XIX  в. были И. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Крас­ной площади в Москве, рис. 19.2) и П. К. Клодт (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, памятники И. А. Крылову в Летнем саду Петербурга и Николаю I у Исаакиевского собора там же).

Важнейшими вехами в истории скульптуры пореформенной России стали творчество М. М. Антокольского (серия исторических портре­тов), А. М. Опекушина (знаменитый бронзовый памятник А. С. Пуш­кину, 1880 г.) и М. О. Микешина (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, 1862 г., памятник Екатерине II в Петербурге, 1873 г.).

Таким образом, в XIX в. произошел подъем во всех сферах культуры, были созданы классические образцы, что заставило мастеров рубежа XIX-XXвв. искать новые творческие формы.