Живопись и архитектура в XVII веке в России

Живопись и архитектура

  1. Для архитектуры характерно «обмирщение» (первая треть XVII в. – возрождение после Смуты, в 1640-1660-е гг. зарождаются, а во вто­рой половине XVII в. распространяются новые тенденции – обра­щение к народным традициям, декоративность, светскость, стрем­ление к практичности и конструктивности):
  • конец XVII в. – появление стиля нарышкинского, или московско­го, барокко под западноевропейским влиянием (симметричность, многоярусность, декоративность – резьба по камню, раскрашен­ные фасады), например церковь Покрова в Филях, Усадебный храм Л. К. Нарышкина, постройки Новодевичьего монастыря;
  • рост числа светских (гражданских) сооружений: общественных зданий (особенно в столице: здание Приказов, Печатный и Мо­нетный дворы и пр.), дворцов и усадеб бояр, дворян и купцов, гостиных дворов и пр.

В XVII в. активно продолжается деревянное строительство, яр­чайшим образцом которого стал царский дворец в Коломенском (1667-1668).

  1. Главное направление развития живописи – все большее использо­вание реалистических, светских мотивов:
  • для иконописной школы Симона Ушакова (автора икон «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Владимирская» и др.) характе­рен отход от классических православных канонов, в лицах свя­тых появляется все больше реалистичных, жизненных черт, на иконах изображаются реалистические пейзажи; другая извест­ная иконописная школа XVII в. – строгановская, ее представи­тели в Москве писали иконы по заказу Строгановых;
  • возникновение светской портретной живописи: «парсуны» (портреты) писались масляными красками на холсте, их ге­роями становились в основном цари, патриархи, бояре и кня­зья.