Живопись, скульптура, архитектура в серебрянном веке

Живопись, скульптура, архитектура.

В развитии живописи, скульптуры и архитектуры можно выделить та­кие моменты.

  1. В русской живописи рубежа веков также развивались два противо­положных направления:
  • продолжение тенденций передвижничества – критический реализм, который переживал кризис (И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Леви­тан, В. А. Серов);
  • модернистское направление, включавшее:
  • основное творческое объединение рубежа веков, членами кото­рого были почти все ведущие русские художники того време­ни, – «Мир искусства» (А. Бенуа, Л. Бакст, К. Лансере, Н. Рерих и др.). Основные идеи «мирискуссников»: «чистое искусство», сделать изобразительное искусство универсальным, то есть со­единить живопись с другими видами искусства – театром, офор­млением книг;
  • символистские тенденции: выставки «Голубая роза» (М. Сарьян и др.), творчество М. А. Врубеля;
  • импрессионизм: творческое объединение «Союз русских худож­ников» (И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, К. А. Коровин);
  • авангард – наиболее радикальные творческие эксперименты в живописи: организации «Бубновый валет», «Ослиный хвост», художники В. В. Кандинский (абстракционизм), К. С. Малевич (один из видов абстракционизма – супрематизм, то есть бес­предметное искусство), М. 3. Шагал (модерн, примитивизм, «бы­товой символизм», экспрессионизм и сюрреализм), Р. Р. Фальк (кубизм), П. П. Филонов («аналитическое искусство»),
  1. В русской скульптуре рубежа XIX-XXвв. также было два основных направления:
  • реалистическое направление: А. М. Опекушин, М. М. Антоколь­ский, М. О. Микешин, П. П. Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге);
  • импрессионизм, возникший на основе реалистических традиций: скульпторы А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.
  1. В архитектуре рубежа веков проявилось множество новых тенден­ций: как в материалах (появились новые строительные материалы – железобетон, стекло), так и в стилях. В этот период эклектика сменилась тремя архитектурными стилями:
  • модерн (Ф. О. Шехтель – особняк Рябушинского);
  • неорусский стиль – мотивы древнерусского зодчества в современ­ной интерпретации (Ф. О. Шехтель – Ярославский вокзал в Моск­ве, А. В. Щусев – Казанский вокзал в Москве);
  • неоклассицизм (И. В. Жолтовский – здание Госбанка).

Таким образом, период серебряного века – совершенно новый этап в раз­витии русской культуры, время отказа от прежних классических тради­ций, создания «нового искусства».