Живопись, скульптура, архитектура.
В развитии живописи, скульптуры и архитектуры можно выделить такие моменты.
- В русской живописи рубежа веков также развивались два противоположных направления:
- продолжение тенденций передвижничества – критический реализм, который переживал кризис (И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов);
- модернистское направление, включавшее:
- основное творческое объединение рубежа веков, членами которого были почти все ведущие русские художники того времени, – «Мир искусства» (А. Бенуа, Л. Бакст, К. Лансере, Н. Рерих и др.). Основные идеи «мирискуссников»: «чистое искусство», сделать изобразительное искусство универсальным, то есть соединить живопись с другими видами искусства – театром, оформлением книг;
- символистские тенденции: выставки «Голубая роза» (М. Сарьян и др.), творчество М. А. Врубеля;
- импрессионизм: творческое объединение «Союз русских художников» (И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, К. А. Коровин);
- авангард – наиболее радикальные творческие эксперименты в живописи: организации «Бубновый валет», «Ослиный хвост», художники В. В. Кандинский (абстракционизм), К. С. Малевич (один из видов абстракционизма – супрематизм, то есть беспредметное искусство), М. 3. Шагал (модерн, примитивизм, «бытовой символизм», экспрессионизм и сюрреализм), Р. Р. Фальк (кубизм), П. П. Филонов («аналитическое искусство»),
- В русской скульптуре рубежа XIX-XXвв. также было два основных направления:
- реалистическое направление: А. М. Опекушин, М. М. Антокольский, М. О. Микешин, П. П. Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге);
- импрессионизм, возникший на основе реалистических традиций: скульпторы А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.
- В архитектуре рубежа веков проявилось множество новых тенденций: как в материалах (появились новые строительные материалы – железобетон, стекло), так и в стилях. В этот период эклектика сменилась тремя архитектурными стилями:
- модерн (Ф. О. Шехтель – особняк Рябушинского);
- неорусский стиль – мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (Ф. О. Шехтель – Ярославский вокзал в Москве, А. В. Щусев – Казанский вокзал в Москве);
- неоклассицизм (И. В. Жолтовский – здание Госбанка).
Таким образом, период серебряного века – совершенно новый этап в развитии русской культуры, время отказа от прежних классических традиций, создания «нового искусства».