Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу…» (1921)

Грустные философские размышления о быстро­течности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано, когда автору было всего 26 лет. Сам Есенин так объяснял это: «Поэту необходимо чаще думать о смерти… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Стихотворение написано в форме монолога лири­ческого героя, который размышляет о прожитой жизни, об ушедшей юности. Всё лучшее осталось и прошлом: сердце уже «тронуто холодком», в нём вс<‘ реже просыпается «дух бродяжий», навсегда утра­чена свежесть чувств. Поэт восклицает:

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Очень многое соединилось в простом и обычном, казалось бы, эпитете розовый. Здесь и цвет зари, и оттенок нереальности происходящего, и радостные ожидания, так свойственные юности (вспомним устойчивые сочетания «розовые очки», «жизнь в розовом свете»).

Розовый конь — романтический и символический образ. Это символ восхода солнца, весны, радости, чего-то светлого и чистого.

Но и реальный крестьянский конь, на котором скакал Есенин в юности, тоже становился розовым в лучах восходящего солнца. Однако юность прошла, и теперь сердце лирического героя тронуто холодком безверия и разочарования. Розовый цвет плавно пере­ходит в холодную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Невозможно не заметить также использованный автором приём антитезы — противопоставления. Весенние цветущие яблони поэт противопоставляет осеннему золоту увядания, то есть детство и юность противопоставляет старости, юношеские мечты — разочарованиям взрослой жизни.

В стихотворении много красивых поэтических об­разов: здесь и «белых яблонь дым», и «страна берё­зового ситца», и медь листьев клёнов, и «весенняя гулкая рань».

Самобытны, неожиданны и в то же время близки и понятны метафоры: «золото увяданья», «буйство глаз и половодье чувств», «пламень уст». А слова поэта: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» — вос­принимаются теперь нами как афоризм.

Заканчивается стихотворение словами, в которых выражено принятие жизни такой, какая она есть, — с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. И хотя последнее слово в стихотворении — «уме­реть», акцент в заключительной строфе (и логиче­ский и интонационный) приходится на слова «благо­словенно» и «процвесть»:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Многие стихи Сергея Есенина положены на музы­ку — так они мелодичны.

Это стихотворение тоже стало известной и многими любимой песней. И дело не только в задушевности содержания — почти каждая строчка этого удиви­тельного произведения инструментована опреде­лёнными звуками (например, из гласных в первой строфе преобладает а, во второй — и, в третьей — е, потом опять а и е).

И написано стихотворение тем же самым раз­мером, который обычно использовался в народных песнях, — пятистопным хореем.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения не жалею
  • не жалею не зову не плачу
  • не зову не плачу кому посвященно
Опубликовано в Сочинения.