Темы сочинений, тезисы и вопросы на Итоговом сочинении перед ЕГЭ
Оглавление
- 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЛИТЕРАТУРА»
- 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «КИНО»
- 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВО»
- 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
- 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
- 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ДРУЖБА И ВРАЖДА»
- 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»
- 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»
- 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»
- 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЛИТЕРАТУРА»
«Литература» — направление ориентирует на размышление о литературе как о величайшем культурном феномене, обращено к читателю, проникающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Темы сочинений
- «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать». (Р. Декарт)
- Какое место литература занимает в вашей жизни?
- Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
- Чего я жду от новой книги?
- Книги моего детства.
- Способна ли книга сделать человека лучше?
- «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». (М.М. Пришвин)
- Согласны ли вы с утверждением А. И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта — литература»?
- Какие книги вам особенно интересны?
- Какую книгу вам хотелось бы перечитать?
- Какая тема в литературе кажется вам вечной?
- Писатели (поэты) — юбиляры.
Литературные произведения
- «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).
- М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743).
- Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1782).
- Г.Р. Державин «Фелица» (1782), «Снегирь» (1800), «Водопад» (1791 —1794), «Памятник» (1795).
- В. А. Жуковский «Невыразимое» (1819), «Море» (1822).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1825).
- А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831).
- М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно» (1840), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листок» (1841), «Герой нашего времени» (1838—1839).
- Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1842).
- А.И. Гончаров «Обломов» (1858), «Обрыв» (1869).
- Ф.И. Тютчев «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829—1830), «Цицерон» (1829—1830), «Фонтан» (1836), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869).
- И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), “Русский язык” (1882), «Вешние воды» (1872), “Лея” (1857), «Отцы и дети» (1862).
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1844— 1845), «Преступление и наказание (1866).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Война и мир» (1863—1869).
- А.П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишневый сад» (1903).
- Н.С. Гумилев «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).
- М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным гак рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…») (1916).
- О.Э. Мандельштам «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги и лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915).
- М. А. Булгаков «Собачье сердце» (1925), «Мастер и Маргарита» (1966).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949).
- В.М. Шукшин «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971).
- Данте «Божественная комедия» (1307—1321).
- М. де Сервантес «Дон Кихот» (1605).
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601).
- И.В. Гете «Фауст» (1808).
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» (1890).
- Дж. Лондон «Мартин Иден» (1909).
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- Большая литература существует не столько для проведения досуга, сколько для работы сердца и ума. Читая классическую литературу, человек учится думать, анализировать, рассуждать.
- Каждое прочитанное произведение должно быть осмысленно не только разумом, но и прочувствовано сердцем. Литература учит понимать жизнь и самого себя.
- Художественное произведение удовлетворяет духовные потребности человека в постижении прекрасного, в познании собственного внутреннего мира, в понимании окружающих событий.
- Есть легкие и тяжелые для чтения книги. Не всегда книга читается на одном дыхании. Иногда, чтобы понять автора, надо перечитывать страницы, делать пометки на полях, обращаться к дополнительной информации.
- Необходимо учиться читать с карандашом.
- Важно не торопиться при оценке книги, так как первое впечатление может быть ошибочным.
- В художественных произведениях писатели и поэты постоянно поднимают разные темы: о любви, о дружбе, о природе, о родине и др. Важно найти такую книгу, чтобы в ней раскрывалась гема, лично интересующая читателя.
Вопросы
- Почему надо учиться понимать любую книгу?
- Какие книги вы любите читать? Почему? Приведите 2—3 аргумента для обоснования своей точки зрения.
- Можно ли оправдать пренебрежительное отношение человека к книге? Постарайтесь найти два ответа на данный вопрос и оба ответа аргументировать.
- Как взаимосвязаны понятия литература и жизнь? Всегда ли художественный текст является отражением жизни? Почему?
- Какие темы раскрываются на страницах отечественной и зарубежной литературы? Назовите художественные произведения, которые вы перечитывали несколько раз.
Цитаты
- «Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле». (И.В. Гете)
- «Моих врагов червь кости сгложет,/А я пиит — я не умру …/В могиле буду я, но буду говорить». (Г. Р. Державин)
- «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». (А.С. Пушкин)
- «Нет слова, которое было бы так замаши- сто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В. Гоголь)
- «Время проходит, но сказанное слово остается». (Л.Н. Толстой)
- «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». (Ф.М. Достоевский )
- «Краткость — сестра таланта». (А.П. Чехов)
- «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». (М. Горький)
- «Поэзия — та же добыча радия./В грамм добыча, в год труды./Изводишь единого слова ради/Тысячи тонн словесной руды». (В.В. Маяковский )
- «Пускай зовут: Забудь, поэт!/Вернись в красивые уюты!/Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!/Уюта — нет. Покоя — нет». (А.А. Блок)
- «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости» (К.Г. Паустовский)
- «Писатель должен прямо говорить читателю, правду, как бы горька она ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения правдивости и убедительности». (МА. Шолохов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «КИНО»
«Кино» — направление ориентирует на размышление о кино как культурном феномене. В центре размышлений — взаимосвязь художественных текстов и кино, киноинтерпретации литературных произведений.
Темы сочинений
- Согласны ли вы с утверждением, что «Единственное искусство, способное сочетать все искусства, — это кино»?
- Какое место кино и литература занимают в вашей жизни?
- Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
- Чего я жду от фильма, поставленного по художественному произведению?
- Книги и фильмы моего детства.
- Способен ли фильм по книге объяснить позицию автора?
- «Кино — великая сила». (Г. Александров)
- Что интересно лично вам: смотреть фильм по художественному произведению или читать саму книгу?
- Какие книги и фильмы вам особенно интересны?
- Какой фильм, снятый по художественному произведению, вам хотелось бы пересмотреть?
- Какая тема в кино кажется вам вечной?
- Фильм как интерпретация художественного текста.
Литературные произведения
- Русские народные былины (Былины об Илье Муромце, «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).
- «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).
- Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1782).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1825).
- А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Полтава» (1828).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1839), «Бородино» (1837).
- Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1842).
- А.И. Гончаров «Обломов» (1858), «Обрыв» (1869).
- И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Вешние воды» (1872), «Ася» (1857), «Отцы и дети» (1862).
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1844— 1845), «Преступление и наказание» (1866).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Кавказский пленник» (1872), «Война и мир» (1863—1869).
- А.П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишневый сад» (1903).
- М.А. Булгаков «Собачье сердце» (1925), «Мастер и Маргарита» (1966).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950— 1959).
- М.А. Шолохов «Судьба человека» (1959), «Тихий Дон» (1925—1940).
- В.В. Быков «Сотников» (1969).
- В.М. Шукшин «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971).
- М. де Сервантес «Дон Кихот» (1605).
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601).
- И.В. Гете «Фауст» (1808).
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» (1890).
- Д.Р. Киплинг «Книга джунглей» (1893— 1894).
- Д. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841).
- Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
- Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» (1929).
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- Серьезный фильм, написанный на основе художественного текста, позволяет увидеть режиссерскую трактовку произведения.
- Чтобы глубже понять художественный текст и авторский замысел, читателю часто необходим помощник — тот, кто объяснит произведение. Этим помощником может выступить актер или режиссер в фильме.
- Каждый серьезный фильм должен быть не только осмыслен, но и прочувствован. Кино помогает разбираться в себе, понимать жизнь.
- Классическое художественное произведение, так же как и хороший фильм, удовлетворяет духовные потребности человека в постижении прекрасного, в познании собственного внутреннего мира, в понимании окружающих событий.
- Есть легкие и тяжелые фильмы, может быть несколько интерпретаций одного и того же литературного произведения разными режиссерами. Только зритель может определить, что ему понятнее и ближе.
- Необходимо учиться смотреть фильмы, созданные по классическим сюжетам, вдумчиво, сопоставляя игру актеров с собственным представлением о литературном герое.
- Важно не торопиться при оценке фильма, так как первое впечатление может быть ошибочным.
- В серьезных фильмах режиссеры постоянно поднимают разные темы: о любви, о дружбе, о природе, о родине и др. Важно найти такой фильм, чтобы его было интересно смотреть лично вам.
Вопросы
- Почему надо учиться понимать хорошие фильмы?
- Какие фильмы, созданные по художественным произведениям, вы любите смотреть? Почему? Приведите 2—3 аргумента для обоснования своей точки зрения.
- Можно ли оправдать отрицательное отношение человека к фильму? Постарайтесь найти два ответа на данный вопрос и оба ответа аргументировать.
- Как взаимосвязаны понятия «литература» и «кино»? Всегда ли художественный фильм является отражением замысла писателя? Почему?
- Назовите разные художественные фильмы, поставленные по одному и тому же литературному произведению. Сопоставьте разные режиссерские трактовки. Какая из предложенных трактовок близка и понятна вам?
- Какие мультипликационные фильмы, созданные по мотивам русских народных сказок и былин, вы смотрели? Чем они привлекательны? Как мультипликаторы интерпретируют события и героев русского фольклора?
- Какие документальные фильмы, созданные по биографиям и творческому пути писателя, вы смотрели? Кратко опишите документальный сюжет одного из фильмов.
- Можете ли вы назвать зарубежные киноленты, созданные по мотивам произведений русской классической литературы? Назовите 2—3 художественных фильма. Чья трактовка (иностранного режиссера или российского режиссера) отразила ваше представление о художественном тексте? Объясните свою позицию.
- Назовите 2—3 ваших любимых актеров, исполнявших роли известных литературных героев. Что в игре указанных вами актеров привлекло, что не понравилось? Аргументируйте свою позицию, приведя 2—3 тезиса.
Цитаты
- «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность». (Ф.Г. Раневская)
- «Звуковое кино открыло тишину». (Р. Брессон)
- «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». (Б. Бертолуччи)
- «Природа, обращенная к камере, это не та природа, что обращена к глазу». (В. Беньямин)
- «Любой из живущих в наше время может претендовать на участие в киносъемке». (В. Беньямин)
- «Каждый фильм должен быть триллером, даже если это всего лишь скромная любовная история. (Б. Бертолуччи)
- «Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино». (Р. Полански)
- «Фильм пишут камерой, а не пером». (К. Видор)
- «Для меня единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм». (А. Хичкок)
- «Книгу пишут, а сценарий лишь непрерывно исправляют». (В. Кучок)
- «Для проверки, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом, если залу не слышно, но понятно, следовательно, они играют правильно». (А. В. Эфрос)
- «Без юмора в кино работать невозможно». (Н.С. Михалков)
- «У меня такое чувство, что я снимаю одну длинную картину, независимо от того, во что люди одеты, что они говорят…». (Н.С. Михалков)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВО»
«Разум и чувство» — направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Темы сочинений
- Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Как разум и чувства влияют на поступки человека?
- Когда нужно сдерживать душевные порывы?
- Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
- Когда разум и чувство борются в человеке?
- Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда — к чувствам?
- Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
- Разум и чувство как две важнейших составляющих внутреннего мира человека.
- Почему разум и чувство борются в человеке?
- Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
- Согласны ли вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
Литературные произведения
- «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Цыганы» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1832— 1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
- И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
- Ф.И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…») (1870).
- А. А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843), «Шёпот, робкое дыханье…» (1850), «Я тебе ничего не скажу…» (1885).
- И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (1875).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- А.П. Чехов «Вишнёвый сад» (1903), «Три сестры» (1901).
- А. Блок «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911—1914), «Незнакомка» (1906).
- М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929— 1940).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594— 1595), сонеты: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо — одно из отражений…» (пер. С. Маршака), № 116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» (пер. С. Маршака).
- И.-В. Гёте «Фауст» (1774—1832).
- Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809—1811) (пер. В. Левика), романс («Какая радость заменит былое светлых чар…») (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (пер. А. Плещеева).
- О. Генри «Дары волхвов» (1905).
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
- Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- При принятии серьёзного решения нельзя опираться только на разум или только на чувства.
- Необходимо осознанно, но в то же время нравственно подходить к решению каждого вопроса.
- Если чувства делают нашу жизнь насыщенной и яркой, разум позволяет не принимать опрометчивых решений.
- Каждый человек в определённой ситуации сталкивается с выбором между разумностью поведения и чувствами.
- В любых жизненных ситуациях следует опираться как на разум, так и на чувства.
- Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё, что он совершает, в независимости от того, чем человек руководствовался: разумом или чувством.
Вопросы
- Что такое разум? Опишите разумные поступки, которые, с вашей точки зрения, совершают герои в художественных произведениях.
- Что такое чувство? Какие чувства владеют человеком? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые в своём выборе руководствовались чувствами.
- Можно ли оправдать преступление чувствами? Аргументируйте свою позицию.
- Какую роль играет разум в жизни каждого человека? Почему?
- Можно ли заставить человека всегда поступать разумно? Приведите 2—3 тезиса, аргументирующих ваш ответ.
- Как взаимосвязаны чувства и разум? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес». (Виктор Гюго)
- «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи». (Ф.М. Достоевский)
- «Разумное и нравственное всегда совпадают». (Л.Н. Толстой)
- «Сердце может прибавить ума, но ум не прибавит сердца». (А. Франс)
- «Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, — она-то и достойна личности». (Бальтасар)
- «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». (Лукреций)
- «Кто властвовать желает над собой, / Тот должен чувства сдерживать порой». (Д. Чосер)
- «Люди, живущие только своими чувствами, — это звери». (Л.Н. Толстой)
- «О счастье познания! Насколько оно выше радости воображения и чувства». (X. Борхес)
- «Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может». (Пифагор)
- «Страсти не только не позволяют видеть данный предмет со всех сторон, они ещё и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет». (Гельвеций)
- «Бессмысленные чувства — удел животных, они унижают человека». (В.Г. Белинский)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
«Победа и поражение» — направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственнофилософском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Темы сочинений
- Что значит достойно пережить поражение?
- Какие уроки можно извлечь из поражения?
- Какую победу вы бы назвали самой трудной для человека?
- Как вы понимаете выражение «нравственная победа»?
- Только ли горечь несут человеку поражения?
- Всегда ли победа возвышает победителя?
- Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
- Как вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
- Можно ли добиваться победы любыми средствами?
- Согласны ли вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
- Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
- Всегда ли победа оправдана?
Литературные произведения
- «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Цыганы» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1832— 1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Мёртвые души» (1835—1841).
- И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Л. Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Кавказский пленник» (1872), «Анна Каренина» (1877), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «После бала» (1903).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
- С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924).
- И. Бабель «Конармия» (1920).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М.А. Булгаков «Белая гвардия» (1924), «Мастер и Маргарита» (1929—1940).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).
- Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957—1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «Василий Тёркин» («Книга про бойца») (1942—1945).
- К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой» (1963).
- В. Быков «Сотников» (1969).
- Гомер «Илиада» (до VI век до н. э.), «Одиссея» (до VI век до н. э.).
- О. Генри «Дары волхвов» (1905).
- Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
- Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- При принятии серьёзного решения важно понимать последствия своих поступков. Не всякая победа может быть оправдана. И не всегда победитель испытывает чувство удовлетворения.
- Необходимо понимать, что часто поражение в начале пути может через промежуток времени обернуться серьёзной победой над собой, над обстоятельствами.
- Если победы приносят нам чувство умиротворения, то поражения закаляют, делают нас мудрее.
- Каждый человек в определённой ситуации сталкивается с выбором: победить любым путём или сохранить нравственную чистоту. Важно, чтобы каждый из нас понимал, что итоговый выбор за нас никто не сможет сделать.
- Следует в жизни опираться на нравственные ценности, поэтому иногда кажущееся поражение на самом деле внутренняя победа.
- Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё то, что он совершает, в независимости от того, победил он или проиграл.
Вопросы
- В каких сферах жизни мы говорим о победе и поражении? Почему?
- Всегда ли победа приносит человеку чувство удовлетворения? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, когда победа не привела к внутреннему умиротворению. Как вы думаете, почему такое возможно?
- Можно ли оправдать победу, добытую нечестным путём? Аргументируйте свою позицию.
- Какую роль играет поражение в дальнейшей судьбе человека? Можно ли говорить о том, что любое поражение делает человека нравственно богаче?
- Можно ли заставить человека всегда поступать нравственно в независимости от того, приведёт ли его поведение к победе или поражению? Приведите 2—3 тезиса об этом.
- Как взаимосвязаны победа и поражение? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Величайшая победа — победа над самим собой». (Цицерон)
- «Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой». (Вольфрам)
- «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа». (Александр Суворов)
- «Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность». (Михаил Ломоносов)
- «Победа над страхом придаёт нам силы». (Виктор Гюго)
- «Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение, исходит не от врага, а от самого себя». (Ромен Роллан)
- «Победа… поражение… эти высокие слова лишены всякого смысла. Жизнь не парит в таких высотах; она… рождает новые образы. Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нём новые силы… Лишь одно следует принимать в расчёт: ход событий». (Антуан де Сент-Экзюпери)
- «Поражение — школа, из которой правда всегда выходит более сильной». (Генри Бичер)
- «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». (Эрнест Хемингуэй)
- «Нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить». (Эрих Мария Ремарк)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
«Честь и бесчестие» — в основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Темы сочинений
- Какой поступок можно назвать бесчестным?
- Что может привести человека к бесчестному поступку?
- «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. С. Высоцкий).
- Почему человеку важно не запятнать свою честь?
- Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
- Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
- Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
- Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
- Согласны ли вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
- Какими качествами должен обладать человек чести?
- Что значит идти дорогой чести?
- Согласны ли вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей Родине»?
Литературные произведения
- А.С. Пушкин «Няне» (1826), «Анчар» (1828), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Евгений Онегин» (1831), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836).
- М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839), «Герой нашего времени» (1840).
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Мёртвые души» (1842).
- И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
- Н.А. Некрасов «Тройка» (1846), «Крестьянские дети» (1861), «Мороз, Красный нос» (1862— 1863), «Кому на Руси жить хорошо» (1877).
- И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862),
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (1875).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишнёвый сад» (1903), «Три сестры» (1901).
- С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М.А. Булгаков «Белая гвардия» (1925).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- П. Астафьев «Царь-рыба» (1976).
- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (1976).
- А. И. Солженицын «Матрёнин двор» (1959).
- М. Петросян «Дом, в котором…» (2009).
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста» (1838).
- Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1917).
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- При принятии какого-либо решения важно руководствоваться моральными принципами.
- Необходимо понимать, что человек без чести и совести обрекает себя на деградацию, на внутреннее разложение.
- Честный поступок не всегда приносит благополучие и удовлетворение. Бывают случаи, когда честность может раскрыть негативные черты другого человека, повлиять на принятие тех или иных решений.
- Каждый человек в определённой ситуации должен самостоятельно решить: поступать по совести или плыть по течению, руководствуясь только собственной выгодой и благополучием.
- В жизни следует опираться на нравственные законы: совестливость — один из них.
- Часто граница между честным и бесчестным поступком размыта. Как же принять верное решение? Если вы следуете голосу совести, а не идёте по пути лжи, предательства и лицемерия, вы на верном пути.
Вопросы
- В каких сферах жизни мы говорим о чести и бесчестии? Почему?
- Всегда ли честный поступок можно оправдать? Приведите примеры честных поступков литературных героев. Подумайте, как бы вы поступили в той или иной ситуации.
- Можно ли оправдать бесчестный поступок? Аргументируйте свою позицию, опираясь на прочитанные вами тексты художественных произведений.
- Сталкивались ли вы в жизни с ситуациями, когда необходимо было сделать нелёгкий выбор между совестью и бесчестьем?
- Какую роль играет нравственный выбор при совершении того или иного поступка? Поясните свою мысль.
- Можно ли заставить человека всегда поступать нравственно, руководствуясь совестью и чувством долга? Приведите 2—3 тезиса об этом.
Цитаты
- «Позорное не полезно никогда». (Цицерон)
- «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности». (Цицерон)
- «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить». (Вольтер)
- «Отнимите у меня честь — и моей жизни придёт конец». (У. Шекспир)
- «Честь нельзя отнять, её можно потерять». (А. 7 Чехов)
- «Честь — вот истинная красота!» (Р. Роллам)
- «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего». (Ф.М. Достоевский)
- «Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова». (Н.Г. Чернышевский)
- «Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой». (Гегель)
- «Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». (А. Шопенгауэр)
- «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек». (Д.С. Лихачёв)
- «Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ДРУЖБА И ВРАЖДА»
«Дружба и вражда» — направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или неспособного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Темы сочинений
- Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
- Что разрушает дружбу?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
- В чём причины вражды между людьми?
- Почему человек стремится обрести друзей?
- Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
- Согласны ли вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
- Может ли дружба принести человеку разочарование?
- Чем различаются дружба и приятельство?
- Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
Литературные произведения
- Русские народные былины («Три поездки Ильи Муромца», «Садко» и др.).
- «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 —1824).
- И. А. Крылов «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осёл и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (1823).
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Цыганы» (1824), «Повести Белкина» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836).
- М.Ю. Лермонтов «Узник» (1837), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Герой нашего времени» (1838—1840), «Мцыри» (1839), «Тучи» (1840), «Утёс» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1841).
- Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Тарас Бульба» (1835).
- И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
- И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873), «Левша» (1881).
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пескарь» (1883).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Холстомер» (1863—1885), «Кавказский пленник» (1872).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- П. Чехов «Толстый и тонкий» (1883), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903).
- В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).
- С. А. Есенин «Собаке Качалова» (1925).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929— 1940).
- М. А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- В. Шекспир «Гамлет» (1601).
- И.-В. Гёте «Фауст» (1774—1832).
- Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809—1811) (пер. В. Левика).
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- Настоящий друг — тот, кто принимает человека таким, какой он есть, готов выслушать всегда и объективно оценить ситуацию. Протянуть руку помощи в трудную минуту — важное качество друга.
- В дружбе мы часто руководствуемся не доводами рассудка, а чувствами, тем внутренним притяжением, которое может возникнуть только между настоящими друзьями.
- Если друзья обогащают нашу жизнь, то враги истощают её. Часто приходится платить слишком большую цену за борьбу с недоброжелателями. Как хочется, чтобы такие люди нам встречались реже!
- Каждый человек в определённой ситуации сталкивается с выбором между искренностью в дружбе и подхалимством, угодничеством. Важно отличать одно от другого.
- В жизни лучше опираться не на ложных друзей, а на истинных.
- Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность перед другим, принимая то или иное решение.
Вопросы
- Что такое дружба? Опишите дружеские поступки, которые, с вашей точки зрения, совершают герои в художественных произведениях.
- Кто такие враги? Какие чувства владеют людьми, находящимися в состоянии вражды? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые враждовали друг с другом.
- Можно ли оправдать преступление дружбой? Аргументируйте свою позицию.
- Какую роль играют друзья и враги в жизни каждого человека? Почему?
- Можно ли заставить человека всегда руководствоваться дружеским расположением к человеку при совершении тех или иных поступков? Приведите 2—3 тезиса, аргументирующие ваш ответ.
- Как взаимосвязаны понятия друзья и враги? Может ли друг стать врагом? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Наслаждение общением — главный признак дружбы». (Аристотель)
- «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы её получим». (Демокрит)
- «Затаённая вражда опасней явной». {Цицерон Марк Туллии)
- «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». {Леонардо да Винчи)
- «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью». {М.Ю. Лермонтов)
- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». {Л.Н. Толстой)
- «Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья часто прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их… Не пренебрегай суждениями врагов». {Л.Н. Толстой)
- «Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью». (О. Уайльд)
- «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». (Марк Твен)
- «Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства». (А. Шопенгауэр)
- «Ложные друзья, подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас покидают нас, как только мы вступаем в тень». (П. Бови)
- «Нет вражды страшнее, чем та, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой». (Стефан Цвейг)
- «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». (Ш. Руставели)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»
«Опыт и ошибки» — направление ориентирует на рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Темы сочинений
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
- Нужно ли анализировать свои ошибки?
- Что значит «учиться на горьком опыте»?
- Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- В чём ценность исторического опыта?
- Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
- Хорош ли жизненный принцип — действовать методом проб и ошибок?
- Как вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
- Согласны ли вы с народной пословицей: «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?
Литературные произведения
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Мцыри» (1839).
- И.А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
- И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872— 1873).
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (1875).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- П. Чехов «Вишнёвый сад» (1903), «Ионыч» (1898).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929— 1940).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594— 1595).
- И.-В. Гёте «Фауст» (1774—1832).
- О. Генри «Дары волхвов» (1905).
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
- Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- Приобретаемый опыт делает человека мудрее, закаляет характер.
- Не всегда приобретаемый нами опыт можно назвать положительным. Надо уметь учиться на своих ошибках.
- Если небольшие ошибки закаляют характер и делают нас опытней, то роковые ошибки приводят к беде, последствия при этом могут быть необратимыми.
- У каждого человека в определённой жизненной ситуации должно быть право на ошибку.
- Не ошибается только тот, кто реально не совершает никаких поступков, не имеет собственной позиции, плывёт по течению жизни.
- Важно, чтобы каждый из нас извлекал уроки из своих ошибок.
Вопросы
- Что такое опыт? Опишите собственные действия и поступки, которые, с вашей точки зрения, помогли героям художественных произведений приобрести уникальный опыт в какой- либо деятельности.
- Какие ошибки человек совершает под влиянием обстоятельств? Почему это происходит?
- Какие ошибки человек совершает под влиянием чувств? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые в своём выборе руководствовались чувствами.
- Можно ли оправдать предательство, безнравственный поступок отсутствием опыта? Аргументируйте свою позицию.
- Какой человеческий поступок можно оправдать отсутствием опыта? Почему?
- Можно ли заставить человека всегда поступать правильно, безошибочно? Приведите 2—3 тезиса, аргументирующих ваш ответ.
- Как взаимосвязаны опыт и ошибки? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Опыт всему учитель». (Юлий Цезарь)
- «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». (Леонардо да Винчи)
- «Самые великие умы делают самые большие ошибки». (К. Гельвеций)
- «Наши истинные учителя — опыт и чувство». (Ж. Руссо)
- «Легче правильно сделать самому, чем объяснять, в чём ошибки другого». (Г. Лонгфелло)
- «Мы легко забываем наши ошибки, если они никому, кроме нас, не известны». (Ф. Ларош фуко)
- «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». (М.В. Ломоносов)
- «Мы охотнее признаём свои ошибки в поведении, нежели в мышлении». (И. Гёте)
- «К беде неопытность ведёт». (А.С. Пушкин)
- «Опыт — это название, которое каждый даёт своим ошибкам». (О. Уайльд)
- «Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости». (Б. Шоу)
- «Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других». (М. Нуайме)
- «Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперёд». (У. Ченнинг)
- «Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются». (Ж. Ренар)
- «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает». (Теодор Рузвельт)«Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг». (Джоан Коллинз)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»
«Верность и измена» — в рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Темы сочинений
- Когда измену можно простить?
- Могут ли быть оправдания у измены?
- Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
- Что значит быть верным долгу?
- Как вы понимаете фразу из романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
- Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
- Можно ли изменить мечте?
- Как и почему становятся изменниками?
- Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
- Какие причины могут привести человека к измене?
- Кого можно назвать верным другом?
- Когда измену можно простить?
Литературные произведения
- «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.). «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XVI в.). «Житие протопопа Аввакума» (XVII в.).
- Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.). А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818—1820), Кавказский пленник» (1820—1821), «Цыганы» «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823— 1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Мертвые души» (1835—1841).
- И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903).
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Белые ночи» (1848), «Преступление и наказание» (1866).
- И. Куприн «Олеся» (1898), «Гранатовый брас лет» (1911), «Поединок» (1905)
- М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
- С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924)
- И. Бабель «Конармия» (1920).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М.А. Булгаков «Белая гвардия» (1924), «Мастер и Маргарита» (1966—1967).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1928—1940), «Судьба человека» (1959).
- Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957—1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942—1945).
- Ю.В. Бондарев «Горячий снег» (1970), «Батальоны просят огня» (1957)
- К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» (1963).
- В. Быков «Сотников» (1969).
- В. В. Высоцкий Стихотворения о войне.
- Б.Ш. Окуджава Стихи о войне.
- Гомер «Илиада» (до VI век до н. э.), «Одиссея» (до VI век до н. э.).
- М. Сервантес «Дон Кихот» (1604).
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594—1595), «Гамлет» (1600—1601).
- О. Генри «Дары волхвов» (1905).
- Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
- Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- При принятии серьёзного решения важно понимать последствия своих поступков. Очень сложно оправдать измену и простить человека, предавшего другого.
- Если измены разрушают нас внутренне, то вера в общечеловеческие ценности делает нас нравственно богаче.
- Каждый человек в определенной ситуации сталкивается с выбором: быть верным своему слову или слукавить, отступить. Важно, чтобы каждый из нас понимал, что итоговый выбор человек всегда делает сам.
- Прочная опора в жизни — вера в настоящие человеческие ценности: любовь к Родине, к семье, верность друзьям и близким.
- Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё то, что он совершает, был верен нравственному закону.
Вопросы
- В каких жизненных ситуациях мы говорим о верности и измене? Почему?
- Всегда ли верность долгу, семье, присяге приносит человеку чувство удовлетворения, счастья?
- Приведите примеры поступков героев литературных произведений, когда верность долгу не помогла человеку стать счастливым. Как вы думаете, почему такое возможно?
- Можно ли оправдать измену ради собственного благополучия? Аргументируйте свою позицию.
- Какую роль играет измена в дальнейшей судьбе человека? Можно ли говорить о том, что любая измена приводит к нравственной деградации человека?
- Можно ли заставить человека всегда быть верным? Приведите 2-3 тезиса об этом.
- Как взаимосвязаны верность и измена? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?» (Конфуций)
- «Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям». (Уильям Шекспир)
- «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии». (Дж. Свифт)
- «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера». (Ф. де Ларошфуко)
- «Долг каждого — любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни». (Ж.-Ж. Руссо)
- «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души». (Н. Чернышевский)
- «Я хочу продолжать жить в мире, где ещё существует верность, а клятвы в любви даются навечно…» (Стендаль)
- «Самое подлое преступление — злоупотребление доверием друга». (Генрик Ибсен).
- «Слово «верность» принесло много вреда. Люди приучились быть «верными» тысяче несправедливостей и беззаконий. Между тем им следовало быть верными только себе, и тогда они восстали бы против обмана». (Марк Твен)
- «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится». (В. Высоцкий)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»
«Смелость и трусость» — в основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Темы сочинений
- Чем смелость отличается от безрассудства?
- Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
- Что помогает человеку преодолеть страх?
- Согласны ли вы с мнением, что смелость — это способность преодолевать страх?
- В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
- Как связаны трусость и слабость?
- Почему человек может бояться высказать свою позицию?
- Согласны ли вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
- Хорош ли принцип: «…как бы чего не вышло…»?
- Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
- Что помогает человеку стать смелым?
Литературные произведения
- Русские народные сказки и былины.
- «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
- «Повесть о Петре и Феврали Муромских» (XVI в.).
- «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XVI в.). «Житие протопопа Аввакума» (XVII в.).
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Цыганы», «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823— 1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Мертвые души» (1835—1841).
- И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Л. Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903).
- Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
- С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924).
- В. В. Маяковский. Стихотворения и поэмы.
- И. Бабель «Конармия» (1920).
- П. Чехов. Рассказы. Пьесы
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М. А. Булгаков «Белая гвардия» (1924), «Мастер и Маргарита» (1966—1967).
- М. А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).
- Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957—1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942—1945).
- К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» (1963).
- В. Быков «Сотников» (1969).
- И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (1959)
- В. Высоцкий. Стихотворения.
- В.Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Последний срок» (1970), «Прощание с Матерой» (1976), «Живи и помни» (1974).
- Гомер «Илиада» (до VI век до н. э.), «Одиссея» (до VI век до н. э.).
- М. Сервантес «Дон Кихот» (1604).
- О. Генри «Дары волхвов» (1905).
- Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
- Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- Смелый поступок не значит безрассудный. Не всякая смелость может быть оправдана. И не всегда после победы человек испытывает чувство удовлетворения.
- Необходимо понимать, что часто человек трусит не потому что хочет быть предателем, а так как боится, не уверен в себе.
- Если смелый поступок заставляет нас гордиться собой, то трусливый поступок человек стремится скрыть от окружающих.
- Каждый человек в определенной ситуации сталкивается с выбором: проявить смелость или отойти в сторону, не заметить. Важно, понимать, что выбор того, как поступить, всегда остается за нами.
- В жизни стоит опираться на то, что действительно важно: честность, мужество, душевную стойкость.
- Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё то, что он совершает, а смелость в поступках являлось бы серьезной работой над собой.
Вопросы
- Что мы называем смелостью? Трусостью?
- Всегда ли смелость приносит человеку чувство удовлетворения? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, когда смелость не приносила герою чувства удовлетворения. Как вы думаете, почему такое возможно?
- Можно ли оправдать трусливый поступок? Аргументируйте свою позицию.
- Какую роль играет трусость и смелость в судьбе человека? Можно ли говорить о том, что любой смелый поступок возвышает человека?
- Можно ли заставить человека всегда быть смелым? Приведите 2-3 тезиса об этом.
- Как взаимосвязаны смелость и трусость? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Кто мужествен, тот смел». (Цицерон)
- «Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость». (Д. Дидро)
- «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». (В.Г. Белинский)
- «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей». (И. Кант)
- «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми». (Ф. Купер)
- «Испуган — наполовину побежден». (А.В. Суворов)
- «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз». (У. Шекспир)
- «Страх возникает вследствие бессилия духа». (Б. Спиноза)
- «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие». (М. Твен)
- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». (Л.Н. Толстой)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
«Человек и общество» — для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество — учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Темы сочинений
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Конфликт поколений как общественная проблема.
- Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
- В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
- Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
- Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
- Может ли человек ставить себя выше общества?
- Можно ли быть независимым от общественного мнения?
- Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
Литературные произведения
- Русские народные сказки и былины.
- «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
- «Житие протопопа Аввакума» (XVII в.).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Мцыри» (1839).
- Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1835), «Шинель* (1841).
- И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
- И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
- Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872— 1873).
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1875).
- Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
- Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
- П. Чехов «Вишневый сад» (1903), «Ионыч» (1898).
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1966— 1967).
- М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
- Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594—1595).
- И. В. Гете «Фауст» (1774—1832).
- О. Генри «Дары волхвов» (1905).
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
- Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).
Тезисы и вопросы
Тезисы
- Жизнь человека вне общества невозможна, но при этом каждый из нас, живя по определенным общественным законам, должен руководствоваться нормами морали и нравственности.
- Не всегда общество положительно влияет на развитие личности.
- Важно, чтобы каждый человек понимал свою роль в обществе.
- У каждого человека в определенной жизненной ситуации должна быть возможность обратиться за помощью к другим людям.
- Общественное мнение часто формирует наше отношение к жизни, но правильно ли это.
- Важно, чтобы каждый из нас принимал самостоятельные решения и нёс личностную ответственность за свои действия и поступки, не прикрываясь мнением общества.
Вопросы
- Каким мы видим современное общество? Опишите действия и поступки героев литературных произведений, членов общества, которые, с вашей точки зрения, помогли вам сформировать определенное мнение о сложившейся ситуации.
- Какие ошибки человек совершает под влиянием общества? Почему это происходит?
- Всегда ли общественное мнение руководит поступками человека? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые не руководствовались общественным мнением.
- Можно ли оправдать какое-либо действие, поступок мнением общества? Аргументируйте свою позицию.
- Какой человеческий поступок можно оправдать общественным мнением? Почему?
- Можно ли заставить человека всегда поступать в соответствии с правилами общества? Приведите 2-3 тезиса, аргументирующих ваш ответ.
- Как взаимосвязаны человек и общество? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.
Цитаты
- «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой». (Ж. Ж. Руссо)
- «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)
- «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». (Ф. Бэнок)
- «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
- «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам». (Ф. Достоевский)
- «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». (А. Моруа)
- «Человек немыслим вне общества». (Л.Н. Толстой)
- «Отдельные люди соединяются в одно целое — в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного — человеческое общество». (Н.Г Чернышевский)
- «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества». {У. Джеймс)
- «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество». (И. Гёте)
- «Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни». (Д.И. Писарев)
- «Все дороги ведут к людям». (А. де Сент Экзюпери)