Действительно ли в «Тихом Доне» Шолохова мотив любви-страсти связан с мотивами смерти

Действительно ли в «Тихом Доне» М.А. Шолохова мотив любви- страсти связан с мотивами смерти (Д. В. Поль)?

Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что любовный комплекс мотивов становится одним из ведущих в шолоховской прозе 30-х — 70-х годов. В «Тихом Доне» этот комплекс, по мнению исследователей твор­чества М.А. Шолохова, приобретает трагический оттенок, поскольку все любовные истории «Тихого Дона» (за исключением Михаила Кошевого и Евдокии Мелеховой) заканчиваются гибелью одного или нескольких героев.

Покажите, что в «Тихом Доне» представлены разнообразные лю­бовные структуры. Отметьте, что в основе значительной части их (Сте­пан — Дарья — Пётр Мелехов, любовные союзы случайных лиц с Лизой Моховой и др.) лежат предельно заземлённые устремления, животные ин­стинкты, желание мести. Такие проявления чувств логично вписываются в привычную для многих героев романа картину человеческих отношений.

Рассмотрите любовные структуры, связанные с главным героем ро­мана: Григорий — Аксинья — Степан Астахов; Григорий — Наталья — Ак­синья. Охарактеризуйте любовный треугольник с участием Аксиньи. По­кажите, что она выступает по отношению к устоявшемуся казачьему миру как «чужая», что в логике сюжета невольно порождает аналогию между Аксиньей и турчанкой, матерью Пантелея Прокофьевича. В таком случае связь Аксиньи с Григорием Мелеховым воспринимается как повторение истории Прокофия, бросившего вызов хутору, одновременно это и своего рода возмездие, поскольку Аксинья стала «роковой женщиной» в судьбе Степана Астахова.

Выясните, что Аксинья остаётся привержена любви-страсти до самого конца. Однако, несмотря на свою «природность» и «первобытность», Ак­синья воплощает собой зрелый, возвышенно-трагический, человечески-этичный образец женской любви и преданности.

Охарактеризуйте любовный треугольник с участием Натальи. Убе­дитесь в том, что счастье возможно для неё только в союзе с Григорием. Приведите примеры, подтверждающие это (желание уйти в Усть-Медведицкий монастырь в случае отказа родителей на брак с избранником, по­пытка самоубийства после визита к Аксинье, готовность к смерти после получения похоронки на мужа, сознательный отказ от рождения детей по­сле известия об измене Григория). Отметьте, что сила Натальи — в её ду­ховном росте, мучительном, надломленном нравственными поражениями и жертвами.

Покажите родство Натальи и Аксиньи при их принципиальной несхо­жести. Объясните, что оно идёт от силы чувств и привязанностей, ими владеющих.

В заключении отметьте, что важнейший в «Тихом Доне» любовный конфликт завершается смертью двух героинь (матери-Натальи и бездетной Аксиньи) и неизбежностью гибели Григория Мелехова, и это подтверждает мысль о том, что любовь-страсть обладает разрушительными свойствами.

Опубликовано в Сочинения.