Для чего Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

Начните своё рассуждение с мысли о том, что в XIX веке письмо использовалось как одно из основных средств коммуникации, потому этот жанр активно использовался и в литературе. Можно отметить, что в Европе появляются даже эпистолярные романы (Ж.-Ж. Руссо, Б. Стокер). Традиции использования письма как художественного средства в русской литературе развивает в своём творчестве А. С. Пушкин.

Говоря о романе «Капитанская дочка», отметьте, что весь текст — это, как замечал автор, «записки Гринёва», но укажите, что и письмам как жанру А. С. Пушкин отводит отдельную роль. Прежде чем переходить к осмыслению данного структурного элемента текста, обратитесь к роману с точки зрения задач, которые ставит перед собой автор: показать эпоху и человека в тесной взаимосвязи. Использование автором писем в тексте подчинено его авторскому замыслу. Письма носят как личный характер, так и общезначимый. Среди них можно выделить те, что относятся к исторической составляющей романа, и те, что к частной жизни героев. Далее можно построить текст, следуя сюжету, определяя композиционную роль эпистолярного жанра в романе. Так, завязкой произведения можно считать письмо отца Гринёва, которое определит дальнейшую судьбу Петруши. В экспозиции характера главного героя определяющую роль сыграет письмо Зурина с призывом перейти к решительным действиям. В развитии сюжета обратитесь к письмам отца Гринёва к Петру и Савельичу, предопределяющим любовный конфликт, и письму о Пугачёве генерала капитану Миронову, намечающему главное идейное противостояние. Письмо Маши к Гринёву — кульминация — определит следующую сюжетную коллизию, связанную с активными действиями Петра, приведшими его к аресту. О наказании героя опять же станет известно из секретного донесения Зурину, а также из письма князя Б. отцу Гринёва. В развязке повествования письму вновь отводится решающая роль: Маша отдаёт царице послание, которое и разрешает судьбу героев. Приведите примеры. Сделайте вывод о том, что в пушкинском тексте композиционно письмо отменяет предполагаемый ход событий, изменяя русло развития сюжета.

Необходимо отметить также, что эпистолярный жанр помогает автору и в раскрытии характеров героев. При анализе можно обратиться к письмам отца Гринёва, которые «разоблачают» их автора, проливают свет на конфликт «отцов и детей». Кроме того, прокомментируйте послание Маши Мироновой, в котором предстаёт целая галерея характеров: и Гринёв, и Швабрин, и Пугачёв, и сама Мария. Приведите примеры. Обратите внимание и на то, что речь героев в письмах индивидуализирована. Сделайте вывод о том, что использование эпистолярного жанра помогает автору раскрыть внутренний мир героев.