Философские мотивы в лирике И. А. Бродского.

Начните своё сочинение с того, что философская проблематика в лирике И. Бродского широкая. Она определяется мотивами жизни и смерти, мотивом веры, мотивом присутствия Бога в мире людей. Философское звучание приобретает и мотив любви.

Значительное место в лирике И. Бродского занимают философские мотивы, связанные с Рождеством. Этому празднику посвящено двадцать одно стихотворение. Первое рождественское стихотворение — это «Рождественский романс», написанный в 1961 году. Основным в этом произведении становится состояние всепоглощающей необъяснимой тоски:

Плывёт в тоске необъяснимой среди кирпичного надсада ночной кораблик негасимый из Александровского сада…

Эта необъяснимая тоска и печаль пронизывают всё и вся, пропитывают всё мироздание. Само Рождество в тексте никак не упоминается. Поэт перечисляет объекты прозаического характера, которые никак не сопрягаются с атмосферой праздника: «Плывёт в тоске необъяснимой//пчелиный хор сомнамбул пьяниц», «Плывёт в тоске необъяснимой//певец печальный по столице», «Полночный поезд новобрачный//плывёт в тоске необъяснимой», «стоит у лавки керосинной//печальный дворник круглолицый» и т.д. Весь перечислительный ряд образов показывает, что это мир, в котором нет благодати и нет Бога. Всё и все погружены в печаль наперекор жизнеутверждающему празднику. И эта печаль свидетельствует о пока ещё безотчётной жажде обретения Бога и смысла.

В стихотворении «Пилигримы» звучит сразу несколько философских мотивов, которые тесно друг с другом переплетаются. Прежде всего, это мотив странствий, сопрягающийся с мотивом бесконечности, цикличности жизни.

Последние строки стихотворения «И быть над землёй закатам,/и быть над землёй рассветам» композиционно и образно перекликаются со строками из первой части «Глаза их полны заката./Сердца их полны рассвета». Этот приём и порождает мысль о том, что мир цикличен, а значит, жизнь продолжается: одни будут умирать («И быть над землёй закатам»), другие рождаться («и быть над землёй рассветам»). Так, в произведении начинает звучать мотив преемственности поколений и мотив бесконечности мира.

Философские мотивы звучат и в произведениях И. Бродского о любви. Так, например, в стихотворении «Пророчество» ведущим становится мотив воображаемой любви. Реальный мир не принимает чувства и счастья лирического героя. Поэтому он вынужден отгородиться «высокой дамбой» от общества. Мир героя и его возлюбленной ограничен небольшим кругом света, отбрасываемом лампой. То, что находится за его пределами, пугает и настораживает. Однако любовь героя придумана. Она является плодом воображения, мечтой, и возлюбленная нереальна. Мотив времени позволяет поэту раскрыть силу, с которой лирический герой стремится любить и быть любимым. «Я буду стар, а ты — ты молода», — пишет Бродский. Время не разрушит образ, который создали человеческие ум и сердце. В стихотворении «Пророчество» создаётся картина отчаянной личной утопии.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Философские мотивы в лирике И. А. Бродского.
4.3 (85%) 8 votes