Изображение сцен бала у классиков рус­ской литературы

Согласны ли вы с тем, что «изображение сцен бала у классиков рус­ской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения» (А. В. Колесникова)?

Прежде чем приступить к работе над составлением сложного развёр­нутого плана сочинения, подумайте, какое значение имеет понятие «бал» в истории русской культуры.

Отметьте, что развитие общества всегда происходит в его обусловлен­ности бытом, поэтому бал — неотъемлемая часть русского светского быта.

Покажите, что бал впервые оказывается в центре внимания русских писателей в XIX веке, что свидетельствует об осмыслении отечественной литературой бала как культурного феномена.

Назовите сочинения русских классиков, в которых актуализируется тема бала («Горе от ума» А. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.).

Докажите, что изображение сцен бала в этих произведениях не пре­следует цели создания одного лишь «красивого фона». Напротив, вос­принимая бал как своеобразную модель бытия, создатели текстов самых разных жанров (комедия, роман в стихах, роман-эпопея) наполняют её особым эстетическим, философским и мифологическим смыслом.

Далее убедитесь в том, что в основе бала лежит категория «театрально­сти», поэтому он является особой моделью сценической игры. Это риту­ал, продуманный и организованный, а также пространство, где возможно стихийное разрушение этой ритуализации, допускающее игру случая.

Продолжив ваши наблюдения по выявлению значения этого истори­ко-культурного феномена, отметьте, что бал может создать «пороговую» ситуацию, поставив человека на «краю», оставив его один на один с силами высшего порядка — судьбой и смертью. Он расширяет понятийное поле «жизни», являясь одним из средств осмысления жизни как «поединка ро­кового». Бал — это праздник, своеобразная остановка во времени, «сгуще­ние», «концентрация бытия», квинтэссенция жизни, кульминация в судьбе мужчины и женщины. Бал позволяет обнаружить диалектику «историче­ски прекрасного» и «вечно прекрасного» (непреходящих ценностей).

Обратите внимание на то, что бал — это особым образом организован­ный предметный мир (зеркала, освещение, сфера запахов и т.д.). Назовите непременные компоненты бала, имеющие мифологическую основу (танец, ужин, карточная игра и т.д.). Покажите его специфические атрибуты, кото­рые как форма жизни светского общества создают ассоциативный метафо­рический фон: «светское общество — ад» (ночь, «кружение», «вращение»).

Подводя итоги своим наблюдениям, сделайте вывод о функциональ­ной и поэтической многоаспектности изображения сцен бала у классиков русской литературы.

Здесь искали:

  • сочинение тема бала в литературе 19 века
  • балы в произведениях русских классиков
  • сочирение об дкранизации произведпоий русских классиков
Опубликовано в Сочинения.