Какое влияние оказал странник Лука на судьбы ночлежников?

Какое влияние оказал странник Лука на судьбы ночлежников? (по пьесе А.М. Горького «На дне»)

Критики неоднократно отмечали сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.М. Горького «На дне». Прежде всего, это сюжетная разобщенность всех действующих лиц (нет связки единым сюжетом) и второстепенное значение социального конфликта и любовной интриги. Главный фокус произведения — в его идейно-философской проблематике. В основной интриге участвуют Костылев, Василиса, Наташа и Васька Пепел, но любовный конфликт является лишь одним из эпизодов пьесы. Идейно-философскую же проблематику пьесы развивают Лука, Сатин, Бубнов и Клещ. Поэтому в пьесе сложно выделить главных и второстепенных героев. Сюжетная линия завершается в третьем действии, а идейный центр тяжести пьесы перенесен в четвертое действие.

Отметим также использование автором полилога (многоголосия) в пьесе (действующие лица ведут разговор, не связанный единой темой, но образующий целостную картину), своеобразие центробежной композиции (условное деление пьесы на сцены), наличие «рифмующихся» эпизодов (притча Луки о праведной земле и самоубийство Актера), обеспечивающих единство и целостность действия. Здесь мы видим ориентацию А.М. Горького на чеховские традиции в драматургии.

Образ Луки в пьесе неоднозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умен, наблюдателен, имеет огромный жизненный опыт. Идейную позицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Идейные противники Луки — это Бубнов, Барон и Сатин. Однако если Бубнов и Барон — это циничные реалисты, то Сатин искренне верит в человека, в его дух и внутреннюю силу.

Каково же влияние «проповедей» Луки на судьбы ночлежников? Он способствует зарождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обретение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о возможности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви). И сами герои в финале пьесы изменяются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей. Но все испортила смерть Актера. И это уже трагическое столкновение мечты и реальности. Остальным также не удается воплотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Наташа, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает.


Однако только ли на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиции в пьесе? Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, наличие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не поддерживает демонстративно ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке. Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. В монологе Сатина угадывается ранние ницшеанские увлечения Горького. Однако Горький-романтик высоко ценил способность человека к мечте. Именно поэтому критики отмечали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким образом, герои А.М. Горького отражают двойственность, противоречивость натуры самого писателя.

Очень значима композиционная роль Луки в пьесе. В разговорах и столкновениях с ним не только обозначаются идеи и позиции всех персонажей, но и проясняются их характеры.

Горьковский Лука — это определенный литературный тип. Это тип «великого провокатора», представленный в романах Ф.М. Достоевского (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании»).

Какое влияние оказал странник Лука на судьбы ночлежников?
4.1 (81.25%) 16 votes