Лишний человек в повестях тургенева

«Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева

Под определением «лишний человек» в русской литературе подразумевается некий социально-психологический тип, главными чертами характера которого можно назвать неудовлетворенность, душевную усталость, тоску и разочарование во всем, что может предложить жизнь. «Лишний человек», как правило, не может найти себе места в обществе: светские развлечения навевают на него только скуку; он не видит смысла в государственной службе, где основной добродетелью можно назвать чинопочитание; не видит также смысла и в любви. Возникновением этого термина литература обязана И. С. Тургеневу — автору «Дневника лишнего человека» (1850).

Критик В. Г. Белинский в своей статье, посвященной роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», пишет о «лишних людях», что они «часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами; обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться».

Пушкин в «Евгении Онегине» развивает образ «скучающего» человека дворянского происхождения, не просто пресыщенного, а неудовлетворенного жизнью, не способного реализоваться, находящего в разладе и с обществом, и с самим собой. Именно так в литературе родился образ «лишнего человека», который позже будет разработан М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», а также И. С. Тургеневым в повести «Ася» и романе «Отцы и дети».

Герцен в статье «Very dangerous!!!», опубликованной в журнале «Колокол» в 1859 году, писал: «Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни. Печальный рок лишнего, потерянного человека только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах. […] Но время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй». То есть изменение исторических условий требовало и изменения в умах общественности. Если раньше люди, которые не могли найти себе место в обществе, были как бы своеобразным упреком этому обществу, то в 50-е и 60-е годы, во время подъема социально-демократических сил и предреволюционного ажиотажа в России, реальность требовала активных, мыслящих, неординарных, а главное идейных и одновременно деятельных людей.

На фоне этих новых исторических условий, накануне важнейших преобразований в устройстве страны Тургенев пишет роман «Отцы и дети» и повесть «Ася», где прекрасно раскрывает образы «лишних людей» и их несостоятельность.

В обоих героях повести «Ася» (в Гагине и в Н. Н.) читатель может с легкостью разглядеть черты, которые уже встречались в образах Онегина, Печорина и Павла Петровича Кирсанова. Это люди образованные, светские, но неспособные себя реализовать, люди с каким-то внутренним изъяном. «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара», — говорит Н. Н. о Гагине. Тургенев с непревзойденным мастерством изобразил черты «лишнего человека» в этом художнике, у которого нет ни одного завершенного произведения. Также очень характерен эпизод, когда Гагин и Н. Н. собрались — один на этюды, второй — читать, а вместо этого «довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать».

История любви Н. Н. к Асе прекрасно характеризует его как лишнего человека: он не решается полюбить Асю, думает, что не сможет связать свою жизнь с семнадцатилетней девочкой «с ее-то нравом», боится принять важное решение и ответственность за него.

Сравнивая Н. Н. с другими «лишними» литературными героями, наверное, можно провести аналогию с Онегиным, но Евгений хотя бы не любил Татьяну, в отличие от Н. Н., который уже на склоне лет говорил: «… чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось».

Критик Н. Г. Чернышевский отреагировал на появление повести «Ася» статьей «Русский человек на rendez-vous», в которой полностью раскритиковал поведение и образ мыслей главного героя — Н. Н. Так как статья Чернышевского писалась в преддверии серьезнейших общественных преобразований, во время, когда революционные демократы ожидали народной революции, она являет собой письмо во многом категоричное. Критик понимал, что Тургенев, по его же словам, рисовал образы «лучших из дворян», но, несмотря на это, осознавал, что они, не способные на масштабные общественные действия, спасуют в решительную минуту, что они не готовы взяться за преобразование национального будущего, ибо боятся ответственности.

Образ лишнего человека в романе «Отцы и дети» воплотился в Павле Кирсанове, который и «принсипами», и историей жизни очень схож с «лишними людьми», которых читатель уже встречал на страницах «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени»: недаром Базаров называет его «архаическим явлением» в четвертой главе. Кирсанов отказался от карьеры ради женщины, несмотря на увещевания сослуживцев и начальства; десять лет гонялся за «непонятной, почти бессмысленной», загадочной, как сфинкс, княгиней Р. Когда же он узнал о ее кончине, то перестал появляться в свете, уехал жить в деревню, где «жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы». Старший Кирсанов, в отличие от своего брата, не интересовался жизнью молодежи, новыми течениями в общественной жизни страны, не стремился сближаться с представителями нового поколения, позволяя им «считать его гордецом».

Кирсанов глубоко убежден, что «аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», он также считает, что английские аристократы, которых он, судя по всему, считает эталонными, «не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее». Согласно его воззрениям, нормы морали, созданные аристократами, диктуют жизненные принципы всему человечеству.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что его принципы никак не соотносятся с его делами: жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности и раздумьях.

Тургенев считал, что «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», был уверен, что поэт должен быть «психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать нормы явлений, но представлять только самые явления — в их расцвете или увядании». Поэтому он очень редко позволял себе конкретную авторскую оценку действия, персонажа или явления, позволил ее себе, пожалуй, только один раз, говоря о Павле Петровиче после дуэли: «… красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца. да он и был мертвец». Понимать это следует как констатацию того, что уже произошла смена понятий, что эпоха старшего Кирсанова заканчивается. То, что он вскоре после дуэли «уехал из Москвы за границу», подчеркивает тот факт, что он сам понимал свою ненужность в родной стране, понимал, что жизнь продолжается помимо него, она ему тяжела, «тяжелей, чем он сам подозревает», хотя, как ему казалось, он помнил о своих корнях, так как «на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Не случайно в своем напутствии близким он вспоминает о прощании «навсегда».

Здесь искали:

  • Лишние люди в произведениях тургенев
  • что нового внес тургенев в характеристику типа лишнего человека
  • лишний человек в романах тургенева
Опубликовано в Сочинения.