Образ Петра Первого в романе А.Н. Толсто­го

Образ Петра Первого. Проблема русского национального харак­тера. Особенность создания образа Петра в романе А.Н. Толсто­го состоит в том, что писатель показывает своего героя не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает сам процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.

Расскажите о раннем детстве и юности Петра. Для чего Тол­стой делает героя свидетелем расправы стрельцов с его близки­ми? Как зарождается ненависть Петра к патриархальной стари­не? Какими столкновениями отмечен этот этап его жизни? Ка­кую роль сыграла встреча с Лефортом, с простыми людьми?

Как укрепляется в сознании Петра мысль о необходимости преобразований? Проанализируйте сцену посещения Архан­гельска (кн. 1, гл. 5, подгл. 15), обратите внимание на внутрен­ний монолог Петра, осознание им своей ответственности за судьбу страны. Сравните два заседания боярской думы: до азов­ского похода (кн. 1, гл. 5, подгл. 20) и после него (кн. 1, гл. 7, подгл. 1), сделайте вывод об изменении характера Петра.

Почему именно Петр, а не Софья или Голицын, стал ре­форматором России? Сравните портреты Петра и Голицына, поведение героев во время боя (кн. 1, гл. 4, подгл. 3 и кн. 2, гл. 4, подгл. 3), их отношение к поражению (кн. 1, гл. 3, подгл. 1 и кн. 1,  гл. 7, подгл. 1; кн. 2, гл. 4, подгл. 3). Какие художественные средства способствуют созданию контраста? В чем смысл про­тивопоставления Петру Карла XII и Августа VI?

Покажите, как чувство боли за нищету и отсталость страны привело Петра к осуществлению преобразований в экономике и военном деле, к борьбе с невежеством, к развитию культу­ры, науки, искусства. Какие трудности приходится преодоле­вать Петру в его стремлении к изменению жизни России? Ка­кую роль играет изображение героя в постоянном преодолении сопротивления, в конфликтах?

Расскажите об отношении Петра к людям дела, людям та­лантливым.

Докажите на примере конкретных эпизодов, что А. Толстой не просто передает движение характера, но и показывает разные стороны личности героя, его сложность и противоречивость (на­пример, крестный ход в Успенском соборе — кн. 1, гл. 4, подгл. 2; приезд в Паншино — кн. 1, гл. 6, начиная с письма Стрешне­ва; заседание боярской думы — кн. 1, гл. 7, подгл. 1; конец пер­вой книги — подавление стрелецкого мятежа; Петр у курфюр­стин — кн. 1, гл. 7, подгл. 8; в кузнице у Жемова — кн. 2, гл. 1, подгл. 10, Петр под Нарвой — кн. 2, гл. 4, подгл. 3; кн. 3, гл. 4, подгл. 1; Петр в землянке — кн. 3. гл. 2, подгл. 5). Обратите внима­ние на эволюцию портрета Петра, особенности его речи, роль приема «внутреннего жеста» в раскрытии психологии героя (речь идет о передаче внутреннего состояния через внешнее проявле­ние, через движение, через жест; поэтому большую роль играют в отмеченных отрывках глаголы, обозначающие движение). Важ­но также, в чьем восприятии показан Петр в той или иной сцене. Это помогает показать отношение к герою разных людей: бояр, матери, Софьи, Меншикова, Бровкина, иностранцев и т. д.

Здесь искали:

  • биография петра 1 в романе
  • образ петра 1 в романе толстого
  • образ петра в романе петр 1
Опубликовано в Сочинения.