Образ женщины в лирике Некрасова

Новую эпоху в понимании женщины в русской литературе открыл Некрасов. Поэт впервые подошел к этой теме с соци­альной точки зрения. Женщина в его произведениях — это прежде всего крестьянка, чья тяжелая и повседневно-героическая жизнь вызывает у Некрасова сострадание и преклонение. Некрасов подчеркивает в женщине прежде всего мужество, способность устоять в любой беде, спокойную гордость. Кры­латыми стали слова, сказанные Некрасовым о русской женщи­не: «Посмотрит — рублем одарит», «Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдет». Одновременно Некрасов глубоко ос­мысляет тяжесть положения женщины: «Доля ты русская, до­люшка женская! Вряд ли труднее сыскать». И хотя в любви русская женщина верна, самоотверженна, по-человечески кра­сива (особенно это проявилось в поэме «Русские женщины»), ей, как правило, не до любви. Она в первую очередь — труже­ница, мать, опора семьи, помощница мужа. Гимн Некрасова женщине — это прежде всего гимн крестьянке.

Но не только о крестьянской женщине писал Некрасов. Его внимание, как поэта «городского», привлекали и женщи­ны из городских низов, часто те, кого презрительно называли «падшими созданиями». В судьбе городской женщины Некра­сов видит также прежде всего задавленность бедностью и не­посильным трудом, к которой добавляется еще и унижение. В этих стихотворениях Некрасова совершенно ясно прослеживается идея: преступно то общество, которое унижает женщину и заставляет ее жить нищей, полуголодной жизнью. Некрасова и здесь не покидает глубокое уважение к женщине, его лири­ческий герой готов не .просто протянуть жертве города руку помощи, но и принять ее как равную. Обращаясь к «падшей женщине», лирический герой Некрасова говорит: «И в дом мой смело и свободно / Хозяйкой полною войди!» Собственно же интимной лирики в поэзии Некрасова немного, но ему уда­лось создать тем не менее выдающиеся образцы этого жан­ра — в качестве примеров можно указать на стихотворения «Я не люблю иронии твоей…», «Ты всегда хороша несравнен­но…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прощание» и др.

Опубликовано в Сочинения.