План сочинения: Изображение «деловых людей» в комедиях Грибоедова и Островского (образы Молчалина и Буланова)

Изображение «деловых людей» в комедиях А.С. Грибоедова и А.Н. Островского (образы Молчалина и Буланова)

I. Вступление

Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам «деловых людей», т.е. тех, кто, преодолевая свое ми­зерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая о морали. В «Горе от ума» таким «деловым» человеком является Молчалин, в «Ле­се» — Буланов. В характерах этих персонажей есть и много общего, и черты, различающие их.

II. Главная часть

1. Общее:

а) незначительность общественного положения:

—    о происхождении Молчалина сообщается очень смутно Из сна Софьи известно, что он «в бедности рожден», принад­лежал ли он к дворянскому сословию — неясно. Фамусов на­зывает его «нищим», «безродным» и говорит, что перевел Молчалина из Твери и дал ему чин асессора, который позво­лял получить потомственное дворянство. Молчалин — секре­тарь Фамусова, который и называет его «деловым».

— Буланов, бедный молодой дворянин, сын овдовевшей подруги Гурмыжской, живет в ее доме на положении нахлеб­ника;

б)  у обоих одинаковая цель — выбиться в люди, т.е. занять солидное положение в обществе:

—    Молчалин три года служит «по архивам» и получил уже три награжденья.

— Буланов хочет стать «порядочным» (т.е. значительным) помещиком, приобретя наследство; не прочь он и служить.

в)  обоими движет желание легкой жизни:

—    Молчалин хотел бы «и награжденья брать, и весело по­жить».

—    Буланов мечтает о том же: «А тут впереди жизнь прият­ная…»;

г)  оба используют один и тот же способ — выбиться в лю­ди за счет женщины.

—    Молчалин «по должности» ухаживает за дочерью Фа­мусова, Софьей, не упуская случая навестить и Татьяну Юрьевну.

—    Буланов «подыгрывается» к богатой Гурмыжской.

При этом Молчалин на самом деле неравнодушен к Лизе, служанке Софьи, а Буланов, исполняя поначалу прихоть Гур­мыжской, готов жениться на Аксюше, бедной родственнице помещицы;

д)   оба исповедуют принцип «угождать всем людям без изъятья» и «надобно ж зависеть от других»:

— Молчалин старается угодить не только Фамусову, но и всем его гостям: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет».

—    Буланов во всем старается угодить Гурмыжской, говоря, что у него ум «на все, что прикажут».

е)  у обоих практический, приземленный, бытовой ум, на­правленный, по словам Буланова, на то, чтобы «понимать свой интерес». Именно Буланов называет свой ум «практическим» (III действие, явление VI).

Об уме Молчалина говорит Софья: «Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума… Да этакий ли ум семейство осчастливит?»

ж)  оба не побрезгуют подлостью, мошенничеством:

—    О Молчалине говорит Чацкий: «В нем Загорецкий не умрет!»

—    Буланов просит Несчастливцева научить его передерги­вать при игре в карты, чтобы обыграть богатых помещиков. Он уверен: «За деньги-то люди черту душу закладывают…»

2. Различия:

—    С образом Молчалина в комедии Грибоедова связана проблема ума (см. план «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Молчалин явно умнее Буланова, недоучивше­гося гимназиста. Он все-таки ведет дела за Фамусова, спосо­бен разобраться в документах.

-В образе Буланова, в том числе, Островский показал, как деградировало дворянство в последней трети XIX века. Буланов бесхитростней, откровенней, примитивней Молчалина, ждет го­тового куска пирога. С образом Буланова связан один из важ­нейших мотивов в произведениях Островского — власти денег. Буланов уверен в том, что при деньгах и без ума можно прожить.

—    Чацкий пророчествует Молчалину (выражая в этом слу­чае, вероятно, и авторскую позицию) процветание: «Молчали­ны блаженствуют на свете».

—    О Буланове с большой долей скепсиса (тоже выражая ав­торскую позицию) говорит Бодаев: «Все врет, все промотает» Это его ответ на заявление Буланова «… вы увидите наше имение в цветущем положении».

3. Обе пьесы — комедии. Для создания комического эф­фекта оба драматурга используют схожие приемы:

а)  комизм в пьесах проявляется прежде всего как несоот­ветствие кажущегося и истинного, видимости и сущности, формы и содержания.

Оба персонажа, казалось бы, «уступчивы, скромны, тихи». На самом же деле Молчалин, едва расставшись с Софьей, на­чинает беззастенчиво ухаживать за Лизой. Недоучившийся гимназист Буланов собирается «прибрать в руки весь уезд»;

б)  герои характеризуются через их поступки и поведение.

Оба ведут себя льстиво, вкрадчиво, стараясь сказать каж­дому что-то приятное, но только с теми, кто выше них. За служанкой Молчалин ухаживает развязно и готов даже купить ее любовь. Заняв положение жениха Гурмыжской, Буланов за­являет Карпу: «…у меня все по струнке будете ходить… У меня всякая вина виновата»;

в)   герои характеризуются через собственные высказыва­ния и высказывания других персонажей о них:

—    Молчалин «проговаривается» о себе в диалогах с Чац­ким и Лизой; Буланов — в диалогах с Аксюшей, Несчастлив- цевым, Гурмыжской.

—    Самые уничтожающие характеристики Молчалину дает Чацкий; но невольно разоблачающими становятся и высказы­вания Софьи о нем;

г)  речевая манера Молчалина схожа с тем, как говорит Бу­ланов:

—    Молчалин «небогат словами», для его речи характерно частое употребление частицы «-с», выражающей почтитель­ность к собеседнику.

—    То же можно сказать и о речевой манере Буланова, но в пятом акте она заметно меняется, на что указывают и автор­ские ремарки: «Ходит, заяожа руки назад». Буланов-жених Гурмыжской начинает «рассуждать», реплики увеличиваются, появляются повелительные интонации;

д)   оба драматурга используют прием усиления для дис­кредитации персонажей.

— Грибоедов: диалог Чацкого и Софьи (III действие, явле­ние I), диалог Чацкого и Молчалина (III действие, явление III)

— В пьесе Островского Гурмыжская разыгрывает «коме­дию в комедии», «театр в театре» и вовлекает в эту игру и Бу­ланова. Этот прием становится одним из самых разоблачаю­щих у Островского. Так, в высшей степени комично выглядит намерение Гурмыжской сыграть роль «посаженой матери», а Буланову отвести роль «посаженого отца» на девишнике по поводу замужества Аксиньи.

III. Заключение

Создавая образ Буланова, Островский выступает наслед­ником традиций Грибоедова. В то же время образ Буланова, завершая галерею образов «деловых» людей в русской литера­туре, раскрывает идею деградации дворянского сословия в конце XIX века.

Здесь искали:

  • молчалин происхождение положение в обществе
  • соченение про буланову
Опубликовано в Сочинения.