План сочинения — Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети»

Смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

I. Вступление

Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения («Герой нашего времени», «Мертвые души», «Война и мир» и др.).

К этому типу относится и заглавие романа Тургенева.

(См. также Словарик, ст. Заглавие.)

II. Главная часть

1. Первое значение содержащегося в заглавии образа — прямое: в романе действительно идет речь о взаимоотношении поколений, родителей и детей. Эти взаимоотношения склады­ваются непросто, порой конфликтно. Основной проблемой для Тургенева является здесь понимание между поколениями, взаимное признание отцов и детей, преодоление барьера меж­ду ними. Поначалу такое понимание не складывается: дети считают взгляды родителей «устарелыми», а отцы при всем желании не могут понять слишком уж «новаторских» идей молодежи. Эта проблема, вечная во все времена, раскрывается и романе прежде всего на образах отца и сына Кирсановых и Базарова и его родителей. И в том, и в другом случае герои сумели преодолеть возрастную разницу и пришли к понима­нию друг друга, и это, с точки зрения Тургенева, вполне правильно и необходимо и тем и другим.

2. Второе значение заглавия — переносное. Здесь ставится уже не проблема взаимоотношения «биологических» поколе­ний, а проблема конфликта поколений общественных — дво­рянства и разночинцев-демократов. С начала XIX века в России дворянство выполняло роль лидера практически во всех сферах общественной жизни: политике, идеологии, культуре и.т.д. Однако уже с 30-х годов начинают появляться разночин­цы, а к концу пятидесятых — началу шестидесятых они уже заявляют о себе как о силе, идущей на смену дворянству и готовой взять на себя культурное лидерство. Дворянство же в это время начинает в значительной мере утрачивать свою про­грессивность. Дворяне и разночинцы были антагонистами во всем: в происхождении, условиях и образе жизни, воспитании, в системе ценностей и т.п. Поэтому конфликт между ними был в основном непримиримым. Именно этот процесс и отра­зил Тургенев в своем романе.

3. Конфликт дворянства и разночинной интеллигенции во­площается в романе в столкновении Базарова почти со всеми персонажами-дворянами. Наиболее открытую форму конфликт обретает в столкновениях Базарова с Павлом Петровичем, но в конце концов пропасть обнаруживается и между Базаровым и Николаем Петровичем, Базаровым и Аркадием и даже Базаро­вым и Одинцовой. Конфликт общественных поколений дейст­вительно непримирим.

III. Заключение

Сочетание слов «отцы и дети» оказалось очень емким и удачным, оно стало в русском языке пословичным выражени­ем наряду с такими заглавиями художественных произведе­ний, как «Горе от ума», «Что делать?», «Война и мир» и др.

Здесь искали:

  • смысл заглавия романа отцы и дети
  • смысл названия романа отцы и дети
  • смысл заглавия романа тургенева отцы и дети
Опубликовано в Сочинения.