План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве Бродского

Трагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского

  1. Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональ­ностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенден­ции.
  2. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отра­жает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом облике. Отсюда изменение авторской интонации, поэтического словаря.
  3. Трагизм бытия как такового ярко отразился в книге Бродского «Ко­нец прекрасной эпохи»:

Даже воры крадут апельсины,

амальгаму скребя.

Впрочем, чувство, с которым глядишь на

себя, — это чувство забыл я.

(Удвоение пространства в данном стихотворении приводит к тому, что ирреальное пространство стремится выдать себя за подлинное; здесь химеры овладели человеческим сознанием и подчинили его се­бе; в мире иллюзий человек потерял ориентиры и заблудился.)

  1. Мысль об одиночестве человека в мире отражена в поэме «Колы­бельная трескового мыса». Апогеем бессмысленности становится су­ществование между двумя безднами небытия:

Эти слова мне диктовали не Любовь и не Муза, но потерявший ско­рость Звука пытливый бесцветный голос; Я отвечал, лежа лицом к стене.«Как ты жил эти годы? — «Как буква «г» в «ого».

(Мысль о существовании человека в пустоте, в безвоздушном про­странстве.)

Многие современники Бродского отмечали трагический характер его поэзии. Александр Кушнер писал: «Бродский — поэт безутеш­ной мысли, поэт едва ли не романтического отчаяния…» Однако, думается, что подобная лирическая тональность — один из способов сопротивления обессмыслившейся реальности, что помогает лири­ческому герою стихотворений Бродского противостоять окружаю­щей космической пустоте.

Опубликовано в Сочинения.