Почему Евстигнеева считает сюжет поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» новаторским?

5 Июл 2015
931

Почему Л. А. Евстигнеева считает сюжет поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» новаторским?

Продумывая концепцию сочинения, вспомните, что главным источ­ником сюжета поэмы являются факты современной автору действитель­ности, но глубина и широта содержания произведения выходят за рамки сюжетной схемы (поиски на Руси счастливого).

Охарактеризуйте порядок расположения частей поэмы, отметьте от­сутствие в литературоведении единого взгляда на эту проблему.

Установите, что сюжетный мотив путешествия по родной стране за правдой и счастьем связан с фольклорной и литературной традицией. Покажите связь «Пролога» с главным сюжетным направлением поэмы, проследите, как это направление способствует созданию массовых народ­ных сцен и ярких народных характеров. Особое внимание уделите главам «Сельская ярмарка», «Счастливые», «Пьяная ночь». Отметьте, что в дви­жении сюжета отражается становление и развитие народного самосозна­ния (от поисков счастливого в среде господствующих классов к поискам счастливого в среде народа).

Представьте способы развёртывания сюжета. Укажите, что автор ис­пользует форму рассказа персонажа («Поп», «Помещик», «Крестьянка»), форму показа событий, наблюдаемых странниками («Сельская ярмарка», «Пьяная ночь»), форму рассказа от имени автора («Доброе время — доб­рые песни») и др.

Отметьте сочетание свободного обозрения с развитой сюжетностью, выделив части обзорного характера («Часть первая», «Пир на весь мир») и части сюжетные («Крестьянка», «Последыш»).

Раскройте идейно-композиционную роль автора-повествователя, вы­явите функциональную значимость пейзажа, покажите их взаимодействие с другими художественными компонентами поэмы. Покажите значение внесюжетных персонажей, событий, эпизодов, легенд.

В заключении сделайте вывод о том, что при внешней самостоятель­ности и завершённости частей поэмы и её отдельных эпизодов автор ак­туализирует их внутреннее единство. Каждая часть поэмы выполняет свою роль в раскрытии авторского замысла, основной идеи произведения. По­следовательное осуществление сюжетной схемы, намеченной в «Проло­ге», заменяется «последовательностью аналитических суждений о народе».