Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому

Прочитайте поэму «Василий Теркин». Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и собы­тий использовались в них? В чем состоит отличие поэмы А. Твардов­ского?

Докажите, что поэма «Василий Теркин» — эпос Великой Отече­ственной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведе­нии? Раскройте смысл авторского определения «война-работа». Про­анализируйте главы «Перед боем», «Бой в болоте», «Переправа», «Два бойца». Как раскрывается в них образ народа?

Почему в центр произведения поставлен рядовой солдат? Какие чер­ты Василия Теркина говорят о том, что это собирательный образ, а ка­кие подтверждают его индивидуальность? Приведите конкретные приме­ры. Что мы знаем о биографии героя? Почему Теркин часто показан в трудных ситуациях, когда он помогает другим? Найдите примеры харак­теристик, данных автором Теркину. Проанализируйте особенности речи героя. Один из исследователей заметил, что мелодия русской гармони определяет интонацию поэмы. Как вы понимаете эти слова?

На примере главы «Смерть и воин» покажите, какие народно-по­этические приемы повествования использует автор. Приведите приме­ры пословиц, поговорок, в том числе созданных автором.

Прочитайте главы «От автора», «О себе», «О войне», «О любви». В чем, на ваш взгляд, состоит родство героя-повествователя и Теркина? Объясните, какую роль играет образ повествователя в произведении.

Каковы особенности композиции поэмы? Почему произведение названо «книгой»?

Выучите наизусть отрывок из поэмы.

Прочитайте поэму А. Твардовского «За далью — даль». Подготовь­те рассказ о том, в какой период создавалась поэма, какое отражение нашли в ней актуальные проблемы времени, как они сочетаются с философскими размышлениями о судьбе страны, ее историческом пути, слитности человека, народа и родины.

Проследите, как развиваются в произведении образы дороги, дали и памяти, как они связаны с философским замыслом поэмы.

Почему А. Твардовский обратился к хорошо известному в литера­туре сюжету путешествия и в чем его своеобразие в поэме «За далью — даль»? Охарактеризуйте особенности построения произведения. Есть ли в нем единый сюжет, переходящие из главы в главу герои? Как связаны между собой главы? Есть ли закономерность в их чередова­нии? Что, на ваш взгляд, делает эту книгу поэмой, а не циклом само­стоятельных произведений?

Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица? Какие исторические события и эпизоды из жизни ав­тора отражены в поэме? Покажите, как от конкретных эпизодов, встреч лирический герой переходит к размышлениям, философским обобщениям (на примере глав «Друг детства», «На Ангаре»).

Подробно проанализируйте главы «Семь тысяч рек», «Две кузни­цы», «Огни Сибири». Как соединяются в них прошлое, настоящее и бу­дущее? Покажите, какую роль играют лексика высокого стиля, метафо­ры, образы устного народного творчества. Кто, на ваш взгляд, является героем этих глав? Есть ли в них выделенные крупным планом образы героев? Чем вы объясните эту особенность поэмы «За далью — даль»?

Перечитайте главы «В дороге», «Литературный разговор», «До но­вой дали». Как раскрываются в них проблемы литературного развития конца 50-х годов и творческие взгляды Твардовского?

Подробно проанализируйте главу «Так это было». Как соотносятся в этой главе «я» и «мы», судьба человека и народа? С чем связан жизнеут­верждающий пафос главы? Какое значение имеет образ тетки Дарьи ?

Как вы понимаете смысл заглавия произведения?

В чем проявилась связь поэм «За далью — даль» и «По праву памяти»?

Прочитайте стихи А. Твардовского, рассказывающие о детях на войне («Рассказ танкиста», «В пилотке мальчик босоногий», «Возмез­дие»). Почему поэт уделяет столько внимания этой теме? Покажите, как поэт раскрывает «ужасное сближение противоположных вещей на свете» — войны и детства. С какими прозаическими произведениями могли бы вы провести параллели?

Прочитайте стихи, раскрывающие тему поэта и поэзии: «Вся суть в одном-единственном завете», «Жить бы мне век соловьем-одиночкой», «Слово о словах», «Моим критикам». Традиции каких поэтов продолжает А. Твардовский? Проанализируйте подробно одно стихот­ворение, обратив внимание на особенности композиции, подбор лек­сики, виды тропов и другие способы выражения чувств автора.

Подберите примеры, показывающие, как развиваются в поэзии

А. Твардовского основные мотивы его творчества: дом, дорога, память.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. «Не избыть нам связи обоюдной». Тема человеческого братства в поэзии А. Твардовского.
  2. Дали памяти в поэзии А. Твардовского.
  3. «Слово — это тоже дело»: тема поэта и поэзии в творчествеА. Твардовского.
  4. Дом и дорога в поэзии А. Твардовского.
  5. «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке»: Художествен­ные особенности поэтической речи А. Твардовского.

 

Опубликовано в Сочинения.