Природа и время у Бунина

Природа у Бунина — это не просто фон, но воплощение красоты и гармонии, олицетворение идеала естественной жиз­ни, столь характерного для русской литературной традиции. И в то же время это чаще всего «поэзия печальная», что дало по­вод современникам назвать Бунина поэтом «сумеречных на­строений», а более поздним исследователям находить черты элегии во многих произведениях художника, причем не только поэтических (например, в рассказе «Антоновские яблоки»). Бо­лее того, «природа» — это слишком нейтральное понятие для того, чтобы передать свойственное Бунину ощущение «дыхания вечной жизни», тайны мира, стихии, космоса.

Жутким и таинственным феноменом для него было Время. Вот почему дореволюционные произведения писателя недоста­точно трактовать только как грусть по уходящему дворянству, а послереволюционные — как сожаление о потерянной России. В конкретных событиях, например, в разрушении помещичьих усадеб (рассказ «Антоновские яблоки», 1900), он видел прояв­ление общих законов неумолимого времени. В этой системе ко­ординат прошлое всегда воспринимается как более истинное, более гармоничное. Преодолеть законы времени, запечатлеть уходящее призвана память. «Сущность памяти… в спасении об­разов жизни от власти времени, — писал философ Ф. Степун, размышляя о тайнах прозы Бунина. — Не сбереженное памятью прошлое отходит во времени, — сбереженное обретает вечную жизнь».

Опубликовано в Сочинения.